«Принято» на заседании Управляющего совета Протокол № 6 от «19» июня 2015 г. «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №15 от «25» июня 2015г. «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Крохмалёв А.Н. Приказ № 108/1 -ОД от «26» июня 2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ О порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования по ФГОС НОО и ФГОС ООО I. Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с: ч. 1 ст. 12, ч. 3, ст.12, ч. 3 ст. 28 Федерального Законом от 29 декабря 2012г №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 10 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013г. №1015; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г., Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 и 31 декабря 2015 г. 1.2 Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 1.3 Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 1.4 Основная образовательная программа должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников. II. Структура и содержание основной образовательной программы 2.1 Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. 2.2. Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. 2.2.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 2.2.2. Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования и основного общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. 2.2.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план; календарный учебный график; план внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и основного общего образования; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 2.3. Требования к разделам основной образовательной программы: 2.3.1 Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы. 2.3.2 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы должны адекватно отражать требования ФГОС НОО и ФГОС ООО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самим образовательным учреждением в соответствии с его типом и видом. 2.3.3 Учебный план (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. 2.3.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования и основного общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе на новый уровень обучения. познавательных, 2.3.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны быть составлены на основе Положения о рабочей программе по общеобразовательным предметам 2.3.6 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна содержать: перечень планируемых результатов воспитания — формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения школьников; рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; рекомендации по формированию у обучающихся ценностных ориентации общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. 2.3.7 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. 2.3.8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной, систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психологомедико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. 2.3.9. Система оценки достижения планируемых общеобразовательной программы должна: результатов освоения основной закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу); позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. III. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы 3.1. ООП ФГОС НОО и ООП ФГОС ООО в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе Примерной образовательной программы по ФГОС и данного Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ООП. 3.2. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы определяется локальным актом образовательного учреждения. 3.3. Администрация образовательной организации: организует изучение запроса различных категорий потребителей предоставляемых образовательных услуг на данном уровне образования, обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, социалогических и статистических исследований особенностей социума; формирует рабочую группу по разработке ООП, соответствующих ФГОС НОО, ФГОС ООО; устанавливает сроки подготовки проекта ООП; обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта ООП. 3.4. Проект ООП рассматривается на заседании Педагогического совета, принимается Управляющим советом и утверждается приказом директора образовательного учреждения. 4. Порядок внесения изменений в ООП СОО. 4.1. Основанием для внесения изменений в ООП ФГОС НОО и ООП ФГОС ООО являются изменения в законодательства в области образования, изменения системы условий образования (кадровые, материально-технические, информационно-методические и др.). 4.2. Изменения, вносимые в ООП, рассматриваются на заседании педагогического совета, принимаются Управляющим советом и утверждаются приказом директора.