3.2. О языке образования и о преподавании родных языков

Рассмотрено
на заседании
Управляющего совета
Протокол № 1
от «28» августа 2018 г.

Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от «28» августа 2018г.

Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ
с.Прималкинского»
Крохмалёв А.Н.
Приказ № 122/12 -ОД
от «29» августа 2018 г.

Положение
о выборе языков изучения (родных языков)
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Прохладненского муниципального района КБР
1. Общие положения
1.1. Положение о выборе языков изучения (родных языков) (далееПоложение) в МКОУ «СОШ с. Прималкинского» (далее-Учреждение)
разработано
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами начального общего, основного общего и
среднего общего образования и федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования, а также в связи с изменениями, внесёнными в
статьи 11 и 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (от 03.08.2018 г. № 317-ФЗ) (далееЗакон).
1.2. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения права на
изучение родных языков из числа языков Кабардино-Балкарской Республики,
в том числе русского языка как родного, с учетом потребностей обучающихся
и их родителей, в пределах возможностей, имеющихся в образовательном
учреждении.
1.3. Образовательная деятельность осуществляется на русском языке.
Преподавание
осуществляется
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
и
федеральным
компонентом
государственного
образовательного
стандарта
для
обучающихся, поступивших в 1 класс ранее 1 сентября 2011 года.
1.4. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми
участниками образовательного процесса.
2. Изучение русского языка как государственного языка Российской
Федерации
2.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
изучается во всех классах в соответствии со ст.14 Закона об образовании.
2.2. Изучение русского языка как государственного языка
регламентируется федеральными государственными образовательными
стандартами и федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта.

Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
дошкольного, начального общего и основного
общего образования
обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа
языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков
республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
2.3. Во всех классах русский язык изучается в объемах,
предусмотренных учебным планом образовательного учреждения в
соответствии
с
федеральным
компонентом
государственного
образовательного стандарта и образовательными программами для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования и федеральным государственным
образовательным стандартом.
2.4. При изучении родных языков в образовательном процессе должны
использоваться только учебники, включенные в федеральный перечень
учебников, а также учебно-методического комплекта.
3. Изучение родного языка
3.1. В Учреждении создаются условия для изучения родных языков
народов Кабардино-Балкарской Республики, в том числе русского языка как
родного, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей), в пределах возможностей, имеющихся в образовательном
учреждении.
3.2. Выбор родного языка для изучения определяется родителями
(законными представителями) обучающихся самостоятельно на основе
национальной самоидентичности.
Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по
образовательным программам дошкольного образования, имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего и основного общего образования.
3.3.
Заявление
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних по выбору изучения родных языков (приложение №1)
регистрируются в журнале приема заявлений определенного образца
(приложение №2). В заявлении родителей (законных представителей)
обучающихся о выборе родного языка для изучения указываются следующие
сведения:
 фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, т.е.
родителя (законного представителя) обучающегося;
 адрес места жительства и контактный телефон заявителя;
 фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) обучающегося и его
учебный класс;

 родной язык для изучения;
 учебная подгруппа (для владеющих языком или для начинающих
изучение);
 дата подачи заявления;
 подпись заявителя.
3.4. В целях обеспечения прав обучающихся и их родителей (законных
представителей), в соответствии с ч.2 ст.55 Закона, при приеме (переводе) на
обучение обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных
представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, с образовательными программами и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности, права и обязанности обучающихся. В заявлении о приеме
(переводе) фиксируется и заверяется личной подписью родителей (законных
представителей) ребенка факт ознакомления с образовательными
программами.
При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам начального общего и основного
общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей детей.
3.5.
Реализация
указанных прав
обеспечивается
созданием
необходимого числа соответствующих групп в классе, а также условий для их
функционирования или обучение по индивидуальному плану детей,
владеющих родным языком или начинающих изучение родного языка, если по
количеству учащихся невозможно создать подгруппы.
4. Оценивание
4.1. По предметой области «Родной язык и литература» (русский родной язык
и русская родная литература; кабардино-черкесский язык (родной) и
кабардино-черкесская литература (родная); балкарский язык (родной) и
балкарская литература (родная) в группе для «владеющих языком» во 2-11
классах проводится текущее оценивание, выставляются промежуточные и
итоговые оценки.
4.2. В группе «для начинающих» предметы кабардино-черкесский язык
(родной) и кабардино-черкесская литература (родная); балкарский язык
(родной) и балкарская литература (родная) изучаются безотметочно. В
классном журнале учащиеся выносятся в отдельный список, темы уроков
заполняются по аналогии с предметом «иностранный язык».
5. Ведение школьной документации
5.1. Документация образовательной
государственном языке Российской Федерации.

организации

ведется

на

5.2. В целях исполнения требований нормативных правовых актов
Российской Федерации в сфере образования при ведении учебнопедагогической документации по предметным областям «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература»
наименования учебных предметов по родным языкам должно соответствовать
наименованиям,
определенным
примерными
программами
по
соответствующим учебным предметам, которые одобрены Федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию.
5.3. Наименования учебных предметов предметных областей «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» в
учебных планах основных общеобразовательных программ, рабочих
программах учителей родного языка и классных журналах должны
соответствовать вышеуказанным наименованиям примерных программ.
5.4. В расписании учебных занятий и дневниках обучающихся
используется краткое наименование учебного предмета:
 1-4 класс: «Русский родной язык», «Литературное чтение на русском
родном языке», «Кабардино-черкесский язык (родной)», «Литературное
чтение на кабардино-черкесском языке (родном)», «Балкарский язык
(родной)», «Литературное чтение на балкарском языке (родном)»;
 5-9 классы: «Русский родной язык», «Русская родная литература»,
«Кабардино-черкесский язык (родной)»,
«Кабардино-черкесская
литература (родная)», «Балкарский язык (родной)», «Балкарская
литература (родная)»;
 10-11 классы: «Русский родной язык», «Русская родная литература»,
«Кабардино-черкесский язык (родной)»,
«Кабардино-черкесская
литература (родная)», «Балкарский язык (родной)», «Балкарская
литература (родная)».
5.5. Ответственность за ведение учебно-педагогической документации
школы несут должностные лица образовательной организации в соответствии
со своими должностными инструкциями.
5.6. Рабочие программы
разрабатываются на основе примерных
образовательных программ, одобренных Протоколами Федерального учебнометодического объединения по общему образованию.
Примерные образовательные программы являются ориентиром для
составления рабочих программ по учебным предметам. Они определяют
обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования. Учитель может определять, сколько часов нужно выделить на
изучение того или иного раздела или темы.
Разработка рабочих программ ведется в установленном порядке в
соответствии с локальным актом учреждения.
5.7. При записи тем уроков по кабардино-черкесскому языку (родному),
«кабардино-черкесской
литературе
(родной)»,
«балкарскому
языку
(родному)», «балкарской литературе (родной)» допускается написание
названий произведений, букв, буквосочетаний и отдельных слов на
кабардино-черкесском языке (родном), на балкарском языке (родном) .

Приложение № 1
к локальному акту «о выборе языков изучения (родных языков)
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»

Образец заявления родителей (законных представителей)
обучающихся о выборе для изучения родного языка
Директору МКОУ «СОШ ________»
Прохладненского муниципального
района КБР
_______________________________
(Ф.И.О. директора)

________________________________
(Ф.И.О. заявителя)

Адрес: ___________________________
Телефон: _________________________

Заявление
Прошу

обеспечить

изучение

моим

ребенком

___________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)

_______________________________________ , учащимся __________ класса,
родного ____________________ языка в соответствии с основной
общеобразовательной программой школы в
___________________________ группе
_____________________________________________________________________
(указать родной язык)

(для владеющих родным языком; для начинающих изучение родного языка)

С уставом, лицензией на осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с

образовательной
ознакомлены.

программой,

правами

Дата________________

и

обязанностями

учащихся

Подпись_______________

Приложение № 2
к локальному акту «о выборе языков изучения (родных языков)
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»

Образец журнала регистрации заявлений родителей (законных представителей)
о выборе родного языка для изучения
№

Дата

Ф.И.О.
заявителя
(родитель,
законный
представитель)

Ф.И.О.
учащегося

Класс

Выбранный
для изучения
родного языка

Учебная
подгруппа
(для
владеющих
языком/для
начинающих
изучение)

Роспись
ответственного
должностного
лица,
ответственного
за прием
заявлений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».