Протест прокуратуры № 16-40 Прдн 134-22 от 23-03-2022

|239948"260316 |
ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

ПРОКУРАТУРА
ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА

Врио директора МКОУ «СОШ
с. Прималкинсого» Прохладненского
муниципального района КБР
Шкуратовой И.В.

ПРОХЛАДНЭ
КУЕЙМ И ПРОКУРАТУРЭ
ПРОХЛАДНЫЙ
РАЙОННУ ПРОКУРАТУРАСЫ
ул. Ленина, 70/4. г. Прохладный, КБР, 361040

^3 «03.2022

jfc

V6 Ч

ПРОТЕСТ
на Положение о добровольных
пожертвованиях и целевых взносах
МКОУ «СОШ с. Прималкинского» от
физических и (или) юридических лиц,
утвержденное приказом директора от
16.01.2014 № 0573-ОД
Прокуратурой Прохладненского района проведена проверка исполнения
требований федерального законодательства об образовании в части
организации образовательного процесса при взимании с родителей
обучающихся денежных средств под видом добровольных пожертвований в
муниципальном
казенном
образовательном
учреждении
«СОШ
с. Прималкинсого» Прохладненского муниципального района КБР (далее Учреждение).
Установлено, что Положение о добровольных пожертвованиях и
целевых взносах МКОУ «СОШ с.Прималкинского от физических и (или)
юридических лиц, утвержденное приказом директора от 16.01.2014 № 05/3-ОД
(далее - Положение) не соответствует требованиям федерального
законодательства.
Исходя из положений п. 8 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ) государственная политика и
правовое регулирование отношений в сфере образования основываются
помимо прочего на принципе обеспечения права на образование.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать
права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
работников
образовательной
организации.

ПР№ 014537 «

Прокуратура Прохладненского района (КБР)

№ 16-40/Прдп134-22-20830005

2

В соответствии с Уставом МКОУ «СОШ с. Прималкинсого»
Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики,
Учреждение создано в целях реализации конституционного права граждан
Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общества, основного общего и среднего общего
образования и является муниципальным казенным учреждением.
Учредителем
Учреждения
является
местная
администрация
Прохладненского муниципального района (далее - Главный распорядитель).
Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее
- БК РФ), финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения
осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной
системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 БК РФ, к доходам бюджетов относятся
налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
При этом, к числу прочего ч. 4 ст. 41 БК РФ, к безвозмездным
поступлениям относятся безвозмездные поступления от физических и
юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных
государств, в том числе добровольные пожертвования.
Согласно ч. 5 ст. 41 БК РФ, доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, и
платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства
безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при
составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о
его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Таким образом, безвозмездные поступления от физических и
юридических лиц (в том числе пожертвования) являются доходами
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В
случае если казенное учреждение получило пожертвование от юридического
или физического лица, то оно подлежит перечислению в бюджет.
Соответственно, исходя из приведенных положений федерального
законодательства, при поступлении в доход соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации целевых средств пожертвований сверх объёмов, утвержденных законом (решением) о бюджете,
на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные
ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных
средств для следующего доведения в установленном порядке до конкретного
казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления
целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым
органом (Письмо Министерства финансов РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).
В нарушение ч. 5 ст. 41 БК РФ, Положением установлено, что
перечисление жертвователем (благотворителем, вносителем целевых взносов)
денежных средств осуществляется безналичным путем через банковские
организации с последующим зачислением на внебюджетный расчетный счет
Учреждения (п. 3.1).

3

Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского Кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ), пожертвованием признается дарение вещи или права в
общеполезных целях.
При этом, пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено
жертвователем использованием этого имущества по определенному
назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества
гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях
пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с
назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование,
для использования которого установлено определенное назначение, должно
вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного
имущества.
Положениями ч. 4 ст. 582 ГК РФ установлено, что если законом не
установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного
имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением
становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может
быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в
случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица
- жертвователя по решению суда.
В нарушение ч. 4 ст. 582 ГК РФ, Положением установлено, что
Имущество, полученное от физических и юридических лиц в виде
благотворительного пожертвования, поступает в оперативное управление
Школы и учитывается в балансе в отдельном счете в установленном порядке
(п.3.4).
Исходя из положений ст. 35 БК РФ, принцип общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть
увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования
дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о
бюджете в части, касающейся добровольных взносов, пожертвований, а также
средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных
статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
Согласно пункту 3 части 1 статьи Федерального закона об образовании
№ 273-ФЗ, обеспечение государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в
муниципальных
дошкольных
образовательных
организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
в
муниципальных
общеобразовательных
организациях,
обеспечение
дополнительного
образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях
посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая
расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий,
средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание
зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами,
определяемыми органами государственной власти субъектов Российской

4

Федерации, относится к компетенции органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В нарушение ст. 35 БК РФ, пунктом 4.1 Положения установлено, что
для расходования пожертвований и целевых взносов составляется смета
расходов, рассматривается администрацией Учреждения с учетом:
• программы развития Учреждения;
• образовательных программ;
• плана работы Учреждения на год;
• заявок на финансовое и материально-техническое обеспечение
структурных подразделений Учреждения,
• с учетом поступивших денежных средств на вышеперечисленные цели.
Смета согласуется с Управляющим Советом Учреждения и утверждается
директором.
Таким образом, на вышеизложенные цели денежные средства
поступают посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
Вместе с тем, пожертвования на указанные цели могут быть
представлены только лишь в случае доведения указанных пожертвований
казенному учреждению главным распорядителем денежных средств, когда
такие цели определены жертвователем или определены на другие цели с его
согласия.
Выявленные нарушения создают предпосылки к нарушению интересов
государства в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, так как
наделение полномочиями по распоряжению имуществом Учреждению,
которое должно быть передано законным образом и на определенные цели,
фактически дают реальную возможность распорядиться им по своему
усмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 23 Федерального
закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:
1. Положение о добровольных пожертвованиях и целевых взносах
МКОУ «СОШ с. Прималкинского» от физических и (или) юридических лиц,
утвержденное приказом директора от 16.01.2014 № 05/3-0Д.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению в установленный
законом срок.
3. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру
Прохладненского района.
4. О результатах рассмотрения протеста сообщить в письменной
форме.
Прокурор района

советник юстиции
И.В. Филиппьев, тел.: 8 (86631) 7-13-36

А.Ю. Хачемизов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».