|239948"260316 | ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОКУРАТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРОКУРАТУРА ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА Врио директора МКОУ «СОШ с. Прималкинсого» Прохладненского муниципального района КБР Шкуратовой И.В. ПРОХЛАДНЭ КУЕЙМ И ПРОКУРАТУРЭ ПРОХЛАДНЫЙ РАЙОННУ ПРОКУРАТУРАСЫ ул. Ленина, 70/4. г. Прохладный, КБР, 361040 ^3 «03.2022 jfc V6 Ч ПРОТЕСТ на Положение о добровольных пожертвованиях и целевых взносах МКОУ «СОШ с. Прималкинского» от физических и (или) юридических лиц, утвержденное приказом директора от 16.01.2014 № 0573-ОД Прокуратурой Прохладненского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об образовании в части организации образовательного процесса при взимании с родителей обучающихся денежных средств под видом добровольных пожертвований в муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ с. Прималкинсого» Прохладненского муниципального района КБР (далее Учреждение). Установлено, что Положение о добровольных пожертвованиях и целевых взносах МКОУ «СОШ с.Прималкинского от физических и (или) юридических лиц, утвержденное приказом директора от 16.01.2014 № 05/3-ОД (далее - Положение) не соответствует требованиям федерального законодательства. Исходя из положений п. 8 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются помимо прочего на принципе обеспечения права на образование. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. ПР№ 014537 « Прокуратура Прохладненского района (КБР) № 16-40/Прдп134-22-20830005 2 В соответствии с Уставом МКОУ «СОШ с. Прималкинсого» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Учреждение создано в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общества, основного общего и среднего общего образования и является муниципальным казенным учреждением. Учредителем Учреждения является местная администрация Прохладненского муниципального района (далее - Главный распорядитель). Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. В соответствии с ч. 1 ст. 41 БК РФ, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. При этом, к числу прочего ч. 4 ст. 41 БК РФ, к безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Согласно ч. 5 ст. 41 БК РФ, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Таким образом, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц (в том числе пожертвования) являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В случае если казенное учреждение получило пожертвование от юридического или физического лица, то оно подлежит перечислению в бюджет. Соответственно, исходя из приведенных положений федерального законодательства, при поступлении в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации целевых средств пожертвований сверх объёмов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для следующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (Письмо Министерства финансов РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016). В нарушение ч. 5 ст. 41 БК РФ, Положением установлено, что перечисление жертвователем (благотворителем, вносителем целевых взносов) денежных средств осуществляется безналичным путем через банковские организации с последующим зачислением на внебюджетный расчетный счет Учреждения (п. 3.1). 3 Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом, пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Положениями ч. 4 ст. 582 ГК РФ установлено, что если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя по решению суда. В нарушение ч. 4 ст. 582 ГК РФ, Положением установлено, что Имущество, полученное от физических и юридических лиц в виде благотворительного пожертвования, поступает в оперативное управление Школы и учитывается в балансе в отдельном счете в установленном порядке (п.3.4). Исходя из положений ст. 35 БК РФ, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пункту 3 части 1 статьи Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской 4 Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В нарушение ст. 35 БК РФ, пунктом 4.1 Положения установлено, что для расходования пожертвований и целевых взносов составляется смета расходов, рассматривается администрацией Учреждения с учетом: • программы развития Учреждения; • образовательных программ; • плана работы Учреждения на год; • заявок на финансовое и материально-техническое обеспечение структурных подразделений Учреждения, • с учетом поступивших денежных средств на вышеперечисленные цели. Смета согласуется с Управляющим Советом Учреждения и утверждается директором. Таким образом, на вышеизложенные цели денежные средства поступают посредством предоставления субвенций местным бюджетам. Вместе с тем, пожертвования на указанные цели могут быть представлены только лишь в случае доведения указанных пожертвований казенному учреждению главным распорядителем денежных средств, когда такие цели определены жертвователем или определены на другие цели с его согласия. Выявленные нарушения создают предпосылки к нарушению интересов государства в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, так как наделение полномочиями по распоряжению имуществом Учреждению, которое должно быть передано законным образом и на определенные цели, фактически дают реальную возможность распорядиться им по своему усмотрению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1. Положение о добровольных пожертвованиях и целевых взносах МКОУ «СОШ с. Прималкинского» от физических и (или) юридических лиц, утвержденное приказом директора от 16.01.2014 № 05/3-0Д. 2. Протест подлежит обязательному рассмотрению в установленный законом срок. 3. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру Прохладненского района. 4. О результатах рассмотрения протеста сообщить в письменной форме. Прокурор района советник юстиции И.В. Филиппьев, тел.: 8 (86631) 7-13-36 А.Ю. Хачемизов