Принято на заседании Управляющего совета Протокол № 3 от «11» января 2014 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №4 от «10» января 2014г. Утверждаю Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Крохмалёв А.Н. Приказ № 05/3 -ОД от «16» января 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения. 1.1. Положение о методической работе в школе разработано на основе изучения и диагностирования вопросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования в соответствии с Федеральным Законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики в области образования, Уставом МКОУ «СОШ с. Прималкинского» (далее – Учреждения). 1.2. Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научнопедагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 1.3. Методическая работа Учреждения, ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает: достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); построение воспитательно-образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; достижение единства федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; возрождение российской культуры, нравственности, духовности; адаптацию образовательного Учреждения к новым условиям и особенностям развития обучающихся; построение общедоступного образования с учетом уровня современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания; светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия образовательных систем и учреждений их автономности; дальнейшую демократизацию управления воспитательно-образовательными процессами, закрепление государственно-общественного характера управления образованием. 1.4. Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической службы и управления ею в Учреждении являются: четкое распределение полномочий, прав и обязанностей; максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы; рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой. 2. Цель и задачи: 2.1. Цель методической работы – обеспечить действенность системы внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности образовательного учреждения, для чего: организовать активное участие членов педагогического коллектива образовательного учреждения в планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессов; способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, классного руководителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самоопределение и самореализацию. 2.2. Для реализации поставленной цели методическая работа Учреждения решает следующие задачи: создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике; обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике воспитательно-образовательного процесса; организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения; способствует созданию программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций и других видов творческой деятельности; обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества; осуществляет контроль выполнения государственного стандарта и образовательных программ, уровня обученности и воспитанности учащихся; управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов. 3. Содержание работы 3.1.Содержание методической работы обеспечивает реализацию ее целей и задач по выполнению учебного плана Учреждения и программы развития в соответствии с требованиями к современной школе и формируется на основе: целей и задач Учреждения и перспектив его развития; изучения законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов образования, Устава Учреждения, внутришкольных приказов, распоряжений, постановлений и других локальных актов; знания и активного использования достижений и рекомендаций педагогической и психологической наук, исследований других наук, способствующих повышению научно-теоретического уровня методической службы в целостном педагогическом процессе Учреждения; анализа диагностических данных (о состоянии воспитательно-образовательного процесса, уровня обученности и воспитанности учащихся, их здоровья и развития, о профессиональном росте педагогов), позволяющего определить, уточнить или сформулировать заново основные задачи и проблемы методической работы, перспективы развития отдельных структур и методической службы в целом; использования в образовательно-воспитательной практике Учреждения и в работе методической службы современных методов, форм и видов обучения, воспитания, новых педагогических технологий. 3.2 Формами организации методической работы в школе могут быть: работа над единой методической темой; конференции, проблемные семинары; методические выставки и семинары; стажерство; школа молодого (или вновь принятого) учителя; деловые игры; педсовет, методический совет; методические объединения учителей – предметников и классных руководителей; открытые уроки, открытое внеклассное мероприятие; сайт учителя; творческие группы; проектная команда; наставничество, обобщение педагогического опыта, самообразование педагога; творческий отчет учителя; предметная неделя, методическая неделя. 4. Структура и организация деятельности. 4.1. Методическая (научно-методическая) служба как система управления научнометодической работой Учреждения является общественным органом, имеет сложную организационную структуру, формируемую на добровольной основе. Структура методической службы и кандидатура руководителя закрепляются приказом директора образовательного Учреждения. 4.2. Методическая службы – профессиональный орган, осуществляющий руководство методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива образовательного Учреждения, целостная система взаимосвязанных методических, информационных, диагностических и других подсистем (структур службы). 4.2.1. Методический совет возглавляет методическую службу; формируется из опытных учителей высокой квалификации, классных руководителей и других педагогических работников, способных к творческой работе; руководит деятельностью методического совета заместитель директора по учебно-методической, воспитательной, научнометодической работе. 4.2.2. Методические объединения создаются в образовательном Учреждении по учебным предметам или циклам предметов, по видам воспитательной работы (классных руководителей, классных воспитателей), формы работы объединений могут быть коллективными и индивидуальными с оптимальным их сочетанием; работа методических объединений направлена на практическое решение проблем межпредметных связей, выработку единых педагогических требований к реализации ФГОС, государственного стандарта в образовании. 4.2.3. Информационная подсистема функционирует на базе методического кабинета, библиотеки (медиатеки), отбирает, систематизирует информацию, организует оперативное ознакомление учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования (родителей, общественности, учащихся) с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создает банк данных, организует своевременное поступление необходимой информации, сообщает о новых поступления. 4.2.4. Диагностическая подсистема осуществляет исследования по отслеживанию поэтапных результатов воспитательно-образовательного процесса, отдельных его сторон; разрабатывает, адаптирует к условиям Учреждения имеющиеся мониторинговые методики и программы по дополнительному наблюдению (слежению) за педагогическими явлениями, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, воспитательно-образовательных процессов и образовательного учреждения в целом. 4.3. Успешность функционирования методической службы во многом определяется четкой организацией деятельности всех подструктур, распределением прав, полномочий и ответственности между всеми участниками методической (научно-методической) работы, а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы образовательного учреждения, сложившимся в нем традициям. 5. Участники методической работы школы Основными участниками МР школы являются: учителя - предметники; учителя начальных классов; классные руководители; руководители МО; администрация школы (директор, заместители директора); учитель-логопед, педагог-психолог. 6. Основные направления деятельности методической службы К основным направлениям деятельности методической службы относятся: 6.1. Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников Учреждения; анализ состояния и результатов методической работы в Учреждении, определение приоритетных направлений с целью совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования выпускников; выявление затруднений дидактического, методического, воспитательного характера в образовательном процессе; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. 6.2. Информационная деятельность: создание базы данных о педагогических работниках Учреждения (уровень образования, уровень квалификации, сведения о повышении квалификации, данные о награждениях, в том числе наличие правительственных наград и поощрений); формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и т.п.); ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; ознакомление педагогических работников Учреждения через материалы с опытом инновационной деятельности педагогов других школ, через систему непрерывного образования педагогических работников; информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебных пособий, научно-методических комплектах, видео материалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах и т.п.; создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности. 6.3. Организационно-методическая деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам; педагогам, имеющим стаж работы, но вновь пришедших на работу в Учреждение; педагогам, вступающих в новую должность; прогнозирование, планирование и организация непрерывного образования педагогических работников Учреждения; разработка программы развития Учреждения; методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению государственной (итоговой) и промежуточной аттестации; подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства; организация и проведение научных конференций обучающихся; взаимодействие и координация методической деятельности; участие в проектной, исследовательской деятельности. 6.4. Консультационная деятельность: консультирование педагогических работников Учреждения по вопросам образовательной деятельности; популяризация и разъяснение современных педагогических технологий, методов, форм деятельности. 6.5. Учебно-методическая работа. обеспечение учебно-методической базы УВП - программы, альтернативные методики, учебные пособия и учебники; своевременное обучение кадров; совершенствование качества ЗУН учащихся; обучение школьников способам овладения различными образовательными технологиями; проведение региональных, муниципальных и административных работ; разработка контрольно-измерительных материалов; проведение методических недель; организация работы по преемственности содержания образования; организация внеклассной работы по предмету; участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т. д.; организация мониторинга обученности, воспитанности, развития, определение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. 6.6. Деятельность школьных МО. организация работы школьных МО по реализации приоритетных направлений Учреждения; обсуждение календарно-тематических планов, программ курсов, факультативных и кружковых занятий, планов индивидуальных занятий; внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения; проведение предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. проведение тематических заседаний МО; проведение предметных недель; обсуждение докладов и выступлений коллег на конференциях, семинарах, заседаниях педагогического совета; обсуждение экзаменационных материалов; отчеты учителей о работе по самообразованию; совершенствование оснащения учебных кабинетов; ознакомление с новинками методической литературы; формирование информационного банка и обобщение передового педагогического опыта. 6.7. Инновационная деятельность педагогов. разработка модели развития Учреждения, выбор программ, учебников и учебных пособий; разработка критериев и оценки авторских программ, учебных планов, методик преподавания и воспитания; участие в разработке учебно-методической документации; оказание помощи в апробации региональных стандартов; организация работы творческих групп по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта; экспертиза передового педагогического опыта; помощь учителям в организации их исследовательской деятельности; анализ хода и результатов внедрения инноваций; создание банка педагогических инноваций; участие в разработке методических рекомендаций и методических пособий; изучение нормативных документов, научной литературы в области инновационной деятельности. 6.8. Методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. 6.9. Реализация программы «Здоровье». 6.10. Программа «Одаренные дети». 6.11. Программа «Школа будущего первоклассника». 6.12. Реализация программы «Толерантность». 6.13. Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся. 6.14. Экспертная и аттестационная деятельность. 7. Компетенция и обязанности участников методической работы школы 7.1. Компетенция участников методической работы. Учителя и классные руководители: участвуют в работе МО; обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; участвуют в выборах руководителей МО; разрабатывают методические программы, технологии, приёмы и способы работы с обучающимися; работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы); Руководители МО: организуют, планируют деятельность МО; обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности; руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания; готовят методические рекомендации для педагогов школы; анализируют деятельность МО, готовят проекты решений; организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки. Администрация школы: разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы; определяет порядок работы всех форм методической работы; координирует деятельность различных МО и методических мероприятий; контролирует эффективность деятельности методических объединений; проводит аналитические исследования деятельности МО; материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 7.2. Обязанности участников методической работы Учителя и классные руководители обязаны: проводить открытые уроки, мастер – классы, внеклассные мероприятия; систематически посещать занятия МО; анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения коллег, способы обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний; пополнять информационный банк данных (составление информационнопедагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов); Руководители МО обязаны: стимулировать самообразование педагогов; организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО; анализировать деятельность МР МО; проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; обобщать опыт работы педагогов школы. Администрация обязана: создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом; оказывать всестороннюю помощь руководителям МО; содействовать тиражированию учебно-методических материалов. 8. Делопроизводство Методическая служба в школе оформляется документально в форме: протоколов методических советов; планов работы МО; конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы; письменных материалов, (отражающих деятельность учителя, МО, по анализу и самоанализу педагогической деятельности); аналитических справок по вопросу уровня обученности обучающихся; разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ; обобщённых материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования; информации с районных методических семинаров; дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов и обучающихся). Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.