Принято
на заседании
Управляющего совета
Протокол № 3
от «11» января 2014 г.
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №4
от «10» января 2014г.
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ
с.Прималкинского»
Крохмалёв А.Н.
Приказ № 05/3 -ОД
от «16» января 2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения.
1.1. Положение о методической работе в школе разработано на основе изучения и
диагностирования вопросов педагогов школы в области повышения квалификации по
наиболее актуальным проблемам развития образования в соответствии с Федеральным
Законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.,
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики в области
образования, Уставом МКОУ «СОШ с. Прималкинского» (далее – Учреждения).
1.2. Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации
методической работы школы, способы получения информации о современных научнопедагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации
образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению
педагогического опыта.
1.3. Методическая работа Учреждения, ориентируясь на гуманизацию целенаправленного
процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя
принципы государственной политики в области образования, обеспечивает:
достижение
гражданином
(обучающимся)
установленных
государством
образовательных уровней (образовательных цензов);
построение воспитательно-образовательного процесса на основе приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
достижение единства федерального культурного и образовательного пространства;
защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей; возрождение российской культуры,
нравственности, духовности;
адаптацию образовательного Учреждения к новым условиям и особенностям
развития обучающихся; построение общедоступного образования с учетом уровня
современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;
светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия
образовательных систем и учреждений их автономности;
дальнейшую
демократизацию
управления
воспитательно-образовательными
процессами, закрепление государственно-общественного характера управления
образованием.
1.4. Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной
модели методической службы и управления ею в Учреждении являются:
четкое распределение полномочий, прав и обязанностей;
максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно
ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах
методической службы;
рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена
педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической
работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций
развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.
2. Цель и задачи:
2.1. Цель методической работы – обеспечить действенность системы внутришкольного
управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей
жизнедеятельности образовательного учреждения, для чего:
организовать активное участие членов педагогического коллектива образовательного
учреждения в планировании, разработке и реализации программ развития, в
инновационных и опытно-экспериментальных процессов;
способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического
мастерства и развитию творческого потенциала учителя, классного руководителя,
направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его
самоопределение и самореализацию.
2.2. Для реализации поставленной цели методическая работа Учреждения решает
следующие задачи:
создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки
управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт
достижений в образовательной практике;
обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках,
технологиях, организации и диагностике воспитательно-образовательного процесса;
организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и
развития образовательного учреждения;
способствует созданию программно-методического и научного обеспечения
воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения
положительного педагогического опыта, инноваций и других видов творческой
деятельности;
обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для
объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования
педагогического творчества;
осуществляет контроль выполнения государственного стандарта и образовательных
программ, уровня обученности и воспитанности учащихся;
управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования
педагогических
работников,
способствует
организации
рационального
педагогического труда, саморазвитию педагогов.
3. Содержание работы
3.1.Содержание методической работы обеспечивает реализацию ее целей и задач по
выполнению учебного плана Учреждения и программы развития в соответствии с
требованиями к современной школе и формируется на основе:
целей и задач Учреждения и перспектив его развития;
изучения законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций,
приказов Министерства образования РФ, региональных и муниципальных органов
образования, Устава Учреждения, внутришкольных приказов, распоряжений,
постановлений и других локальных актов;
знания и активного использования достижений и рекомендаций педагогической и
психологической наук, исследований других наук, способствующих повышению
научно-теоретического уровня методической службы в целостном педагогическом
процессе Учреждения;
анализа диагностических данных (о состоянии воспитательно-образовательного
процесса, уровня обученности и воспитанности учащихся, их здоровья и развития, о
профессиональном росте педагогов), позволяющего определить, уточнить или
сформулировать заново основные задачи и проблемы методической работы,
перспективы развития отдельных структур и методической службы в целом;
использования в образовательно-воспитательной практике Учреждения и в работе
методической службы современных методов, форм и видов обучения, воспитания,
новых педагогических технологий.
3.2 Формами организации методической работы в школе могут быть:
работа над единой методической темой;
конференции, проблемные семинары;
методические выставки и семинары;
стажерство;
школа молодого (или вновь принятого) учителя;
деловые игры;
педсовет, методический совет;
методические объединения учителей – предметников и классных руководителей;
открытые уроки, открытое внеклассное мероприятие;
сайт учителя;
творческие группы;
проектная команда;
наставничество, обобщение педагогического опыта, самообразование педагога;
творческий отчет учителя;
предметная неделя, методическая неделя.
4. Структура и организация деятельности.
4.1. Методическая (научно-методическая) служба как система управления научнометодической работой Учреждения является общественным органом, имеет сложную
организационную структуру, формируемую на добровольной основе. Структура
методической службы и кандидатура руководителя закрепляются приказом директора
образовательного Учреждения.
4.2. Методическая службы – профессиональный орган, осуществляющий руководство
методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива
образовательного Учреждения, целостная система взаимосвязанных методических,
информационных, диагностических и других подсистем (структур службы).
4.2.1. Методический совет возглавляет методическую службу; формируется из опытных
учителей высокой квалификации, классных руководителей и других педагогических
работников, способных к творческой работе; руководит деятельностью методического
совета заместитель директора по учебно-методической, воспитательной, научнометодической работе.
4.2.2. Методические объединения создаются в образовательном Учреждении по учебным
предметам или циклам предметов, по видам воспитательной работы (классных
руководителей, классных воспитателей), формы работы объединений могут быть
коллективными и индивидуальными с оптимальным их сочетанием; работа методических
объединений направлена на практическое решение проблем межпредметных связей,
выработку единых педагогических требований к реализации ФГОС, государственного
стандарта в образовании.
4.2.3. Информационная подсистема функционирует на базе методического кабинета,
библиотеки (медиатеки), отбирает, систематизирует информацию, организует оперативное
ознакомление учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного
образования (родителей, общественности, учащихся) с научно-методической информацией,
нормативно-правовыми и другими документами, создает банк данных, организует
своевременное поступление необходимой информации, сообщает о новых поступления.
4.2.4. Диагностическая подсистема осуществляет исследования по отслеживанию поэтапных
результатов
воспитательно-образовательного
процесса,
отдельных
его
сторон;
разрабатывает, адаптирует к условиям Учреждения имеющиеся мониторинговые методики
и программы по дополнительному наблюдению (слежению) за педагогическими явлениями,
осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, воспитательно-образовательных
процессов и образовательного учреждения в целом.
4.3. Успешность функционирования методической службы во многом определяется четкой
организацией
деятельности всех подструктур, распределением прав, полномочий и
ответственности между всеми участниками методической (научно-методической) работы, а
также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности
педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям работы
образовательного учреждения, сложившимся в нем традициям.
5. Участники методической работы школы
Основными участниками МР школы являются:
учителя - предметники;
учителя начальных классов;
классные руководители;
руководители МО;
администрация школы (директор, заместители директора);
учитель-логопед, педагог-психолог.
6. Основные направления деятельности методической службы
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
6.1. Аналитическая деятельность:
мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников
Учреждения;
анализ состояния и результатов методической работы в Учреждении, определение
приоритетных направлений с целью совершенствования образовательного процесса,
повышения качества образования выпускников;
выявление затруднений дидактического, методического, воспитательного характера в
образовательном процессе;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
6.2. Информационная деятельность:
создание базы данных о педагогических работниках Учреждения (уровень
образования, уровень квалификации, сведения о повышении квалификации, данные о
награждениях, в том числе наличие правительственных наград и поощрений);
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научнометодической, методической и т.п.);
ознакомление педагогических работников с новинками педагогической,
психологической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных
носителях;
ознакомление педагогических работников Учреждения через материалы с опытом
инновационной деятельности педагогов других школ, через систему непрерывного
образования педагогических работников;
информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии
образования, о содержании образовательных программ, новых учебных пособий,
научно-методических комплектах, видео материалах, рекомендациях, нормативных,
локальных актах и т.п.;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление
информационно-библиографической деятельности.
6.3. Организационно-методическая деятельность:
изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи
молодым специалистам; педагогам, имеющим стаж работы, но вновь пришедших на
работу в Учреждение; педагогам, вступающих в новую должность;
прогнозирование, планирование и организация непрерывного образования
педагогических работников Учреждения;
разработка программы развития Учреждения;
методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению
государственной (итоговой) и промежуточной аттестации;
подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений,
конкурсов профессионального педагогического мастерства;
организация и проведение научных конференций обучающихся;
взаимодействие и координация методической деятельности;
участие в проектной, исследовательской деятельности.
6.4. Консультационная деятельность:
консультирование педагогических работников Учреждения по вопросам
образовательной деятельности;
популяризация и разъяснение современных педагогических технологий, методов,
форм деятельности.
6.5. Учебно-методическая работа.
обеспечение учебно-методической базы УВП - программы, альтернативные
методики, учебные пособия и учебники; своевременное обучение кадров;
совершенствование качества ЗУН учащихся;
обучение школьников способам овладения различными образовательными
технологиями;
проведение региональных, муниципальных и административных работ;
разработка контрольно-измерительных материалов;
проведение методических недель;
организация работы по преемственности содержания образования;
организация внеклассной работы по предмету;
участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т. д.;
организация мониторинга обученности, воспитанности, развития, определение
уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.
6.6. Деятельность школьных МО.
организация
работы
школьных
МО
по
реализации
приоритетных
направлений Учреждения;
обсуждение
календарно-тематических
планов,
программ
курсов,
факультативных и кружковых занятий, планов индивидуальных занятий;
внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств
обучения;
проведение предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.
проведение тематических заседаний МО;
проведение предметных недель;
обсуждение докладов и выступлений коллег на конференциях, семинарах,
заседаниях педагогического совета;
обсуждение экзаменационных материалов;
отчеты учителей о работе по самообразованию;
совершенствование оснащения учебных кабинетов;
ознакомление с новинками методической литературы;
формирование
информационного
банка
и
обобщение
передового
педагогического опыта.
6.7. Инновационная деятельность педагогов.
разработка модели развития Учреждения, выбор программ, учебников и учебных
пособий;
разработка критериев и оценки авторских программ, учебных планов, методик
преподавания и воспитания;
участие в разработке учебно-методической документации;
оказание помощи в апробации региональных стандартов;
организация работы творческих групп по апробации инновационных технологий,
передового педагогического опыта;
экспертиза передового педагогического опыта;
помощь учителям в организации их исследовательской деятельности;
анализ хода и результатов внедрения инноваций;
создание банка педагогических инноваций;
участие в разработке методических рекомендаций и методических пособий;
изучение
нормативных
документов,
научной
литературы
в
области
инновационной деятельности.
6.8. Методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
учащихся.
6.9. Реализация программы «Здоровье».
6.10. Программа «Одаренные дети».
6.11. Программа «Школа будущего первоклассника».
6.12. Реализация программы «Толерантность».
6.13. Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
6.14. Экспертная и аттестационная деятельность.
7. Компетенция и обязанности участников методической работы школы
7.1. Компетенция участников методической работы.
Учителя и классные руководители:
участвуют в работе МО;
обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на
основе изучения своей работы и работы своих коллег;
участвуют в выборах руководителей МО;
разрабатывают методические программы, технологии, приёмы и способы работы с
обучающимися;
работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета
школы);
Руководители МО:
организуют, планируют деятельность МО;
обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период
занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников
методической деятельности;
руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут
консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и
воспитания;
готовят методические рекомендации для педагогов школы;
анализируют деятельность МО, готовят проекты решений;
организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих
коллег и достижений педагогической науки.
Администрация школы:
разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
определяет порядок работы всех форм методической работы;
координирует деятельность различных МО и методических мероприятий;
контролирует эффективность деятельности методических объединений;
проводит аналитические исследования деятельности МО;
материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического
коллектива в целом.
7.2. Обязанности участников методической работы
Учителя и классные руководители обязаны:
проводить открытые уроки, мастер – классы, внеклассные мероприятия;
систематически посещать занятия МО;
анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения
коллег, способы обучения;
оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров,
конференций, конкурсов, совещаний;
пополнять информационный
банк данных (составление информационнопедагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов);
Руководители МО обязаны:
стимулировать самообразование педагогов;
организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т.д.;
разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО;
анализировать деятельность МР МО;
проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей,
новшеств, методик, технологий, программ обучения;
обобщать опыт работы педагогов школы.
Администрация обязана:
создавать благоприятные условия для работы МО,
обеспечивая их работу
необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
оказывать всестороннюю помощь руководителям МО;
содействовать тиражированию учебно-методических материалов.
8. Делопроизводство
Методическая служба в школе оформляется документально в форме:
протоколов методических советов;
планов работы МО;
конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
письменных материалов, (отражающих деятельность учителя, МО, по анализу и
самоанализу педагогической деятельности);
аналитических справок по вопросу уровня обученности обучающихся;
разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных
технологий и программ;
обобщённых материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по
проблемам образования;
информации с районных методических семинаров;
дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы
отдельных педагогов и обучающихся).
Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк
педагогического опыта педагогов школы.