Приложение к образовательной программе
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2025-2026 учебный год
с.Прималкинское, 2025
1
Оглавление
Пояснительная записка ...............................................................................................................2
Цели и задачи внеурочной деятельности ..................................................................................2
Состав и структура направлений ...............................................................................................3
Организация внеурочной деятельности ....................................................................................5
План внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2025-2026учебныйгод .........................7
План внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2025-2026учебныйгод .........................8
•
•
•
•
•
•
•
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения видов внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности сформирован в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерацииот17.05.2012№413;-СанитарныхправилинормСанПин1.2.3685-21
-«Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением
Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021;
- Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №371;
- Уставом МКОУ «СОШ с.Прималкинского».
Модель внеурочной деятельности разработана в соответствии с СанПиНом,
обеспечивает реализацию плана внеурочной деятельности по утверждённым в установленном
порядке рабочим программам курсов и не допускает двойного финансирования при
выполнении государственного задания и организации предоставления государственных услуг.
План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся среднего общего
образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы, обеспечивает
реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной
деятельности каждому обучающемуся. Все направления представлены курсами, выбранными с
учётом интересов обучающихся и возможностей школы.
Расписание уроков составляется отдельно для уроков и внеурочных занятий.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило,
классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует
систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в
том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся
в соответствии с их выбором.
Цели и задачи внеурочной деятельности на ступени основного общего
образования – обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы среднего общего образования за счет расширения
информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная
деятельность, повышения гибкости ее организации.
2
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• Воспитание в каждом учащемся нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России;
• Формирование у учащихся целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому
процессу познания;
• Формирование у учащихся ценностного отношения к прекрасному, представлений об
эстетических идеалах и ценностях;
• создание условий для формирования полноценного физического и психического
здоровья учащихся, приобщение их к здоровому и безопасному образу жизни;
• создание условий для перевода учащихся в позицию активных членов гражданского
общества, способных самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное
понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные
проекты.
Внеурочная деятельность строится на принципах:
• Принцип гуманизации способствует правильной ориентации обучающихся в системе
ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
• Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников
склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности,
предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности
работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
• Принцип свободы выбора—предоставление учащимся возможности самостоятельного
выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его
результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации;
• Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
• Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
• Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий
мир.
• Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Состав и структура направлений
При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы
линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное
количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы
нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено
общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Программы
нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часовв
год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная
нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели,
четверти, полугодия, года, переноситься на каникулярное время.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются пожеланию учащихся и
направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.
Занятия по различным модулям могут проводиться разными педагогами: учителямипредметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования,
педагогами-психологами, советниками по воспитанию и т.п.
3
Педагогу, работающему вместе с детьми по программе внеурочной деятельности,
предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного
уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая
соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых
результатов к более сложным.
В силу индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся при определении направлений занятий вначале года каждому ребенку будет
предоставлена возможность пройти через весь спектр направлений внеурочной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ осуществляется через клубные объединения
по интересам и является важной составляющей внеурочной деятельности, направленной на
формирование у учащихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых
норм,
установленных
российским
законодательством;
социальная
самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно
приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; компетенция в
сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной
деятельности.
Учащиеся участвуют в работе спортивного клуба, отряд волонтёров, юнармейского отряда,
школьного музея, школьного медиацентра и школьного театра. Каждое отделение реализует
свою деятельность в соответствии с программой, в ходе реализации которой предусмотрены
непосредственно общие сборы, обучающие занятия, подготовка и участие в мероприятиях
школы, муниципальных общественно значимых мероприятиях по профилю объединения.
3. Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех
обучающихся:
• 1час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности и «Разговоры о важном» (понедельник, первый
урок);
• 1 час в неделю –«Культура народов КБР»
1 час в неделю – поддержка учебного плана за счет часов внеурочной деятельности(3-й
час физкультуры) -ДОП «Спортивные игры»
• 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся «Россия - мои горизонты» (четверг, седьмой урок)
• 1 час в неделю - на занятия, направленные на правовое просвещение и правовое воспитание
обучающихся «Россия - страна возможностей»;
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
• часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения, информационной безопасности);
• часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
4
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, ГТО).
• ДОП «Основы психологии и педагогики» и «Педагогическая практика» являются частью
учебного плана классов психолого-педагогической направленности.
Направления развития личности и их реализация через программы ДО и ВД
Социальное – ПДО «Разговоры о важном», «Волонтеры», «Основы психологии и педагогики»,
«Педагогическая практика»
Спортивно-оздоровительное- ПДО «Спортивные игры», «Авиамоделирование», «Юнармия»,
«Киберспорт»
Духовно-нравственное - ПДО «Разговоры о важном», «Россия мои горизонты»
Общекультурное- ПДО «Билет в будущее», «Вокальный», «Билет в будущее»
Обще-интеллектуальное- ПДО «Россия - страна возможностей», «Финансовая грамотность»,
«Искусственный интеллект»
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам,
-профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов,
- объединения ДО и т.п.
4. Организация внеурочной деятельности
Занятия внеурочной деятельности проводятся в формах отличных от классно-урочной.
Минимальное количество обучающихся в группе составляет 8 человек, максимальное –
весь класс.
Объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося составляет до 10 часов. Для
обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования ОУ, других
организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и
других организациях), количество часов внеурочной деятельности сокращается в зависимости
от направления деятельности коллективов, в которых они занимаются. При посещении
спортивных секций ребёнок освобождается от занятий внеурочной деятельности спортивнооздоровительного направления. Посещающие музыкальную или художественную школу, могут
быть освобождены от занятий общекультурного направления. Контроль за получением
ребёнком в необходимом количестве часов внеурочной деятельности осуществляется классным
руководителем.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Балльное
оценивание результатов освоения курсов внеурочной деятельности не производится.
Контроль качества результатов освоения курсов осуществляется в формах анализа процесса
и результатов деятельности детей.
Учет достижений детей осуществляется педагогом, проводящим занятия в группе.
Основными формами учета достижений являются:
• Качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и
навыков;
5
• Проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных
репродуктивных и творческих игр, эстафет и соревнований.
• Выставки работ детей;
• Открытые занятия для родителей
• проект
• образовательное событие
Занятия ведутся в соответствии с режимом внеурочной деятельности. Расписание занятий
внеурочной деятельности варьируется в течение учебного года и учитывает специфику
конкретного курса внеурочной деятельности. Реализация плана внеурочной деятельности
может предусматривать в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется
значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
План внеурочной деятельности направлен на достижение учащимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Педагогические работники, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности, прошли
повышение квалификации по реализации ФГОС среднего общего образования.
6
Недельный план внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2025-2026учебныйгод
Направление внеурочной деятельности
Программа
Классы/часы неделю
10А
10Б
11а
11б
Инвариантная часть
Внеурочные занятия патриотической,
нравственной и экологической тематики
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Культура народов КБР
1
1
1
1
Спортивные игры
1
1
1
1
Россия-страна возможностей
Внеурочные занятия, направленные
на профориентацию
Внеурочные занятия спортивнооздоровительной направленности
1
1
Россия мои горизонты
1
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
Вариативная часть
Общекультурное
Школьный медиацентр
Обще-интеллектуальное
Вокальный
Искусственный интеллект
1
1
0,5
Финансовая грамотность
Билет в будущее
1
За счет ставки ВД
1
За счет ставки ВД
За счет ставки ДО
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
За счет ставки ВД
Спортивно-оздоровительное
Киберспорт
Социальное
Волонтеры
1
1
За счет ставки ВД
Юнармия
1
1
За счет ставки ВД
Поддержка учебного плана за счет часов
внеурочной деятельности
0,5
0,5
Основы психологии и педагогики
2
2
За счет ставки ВД
Педпрактика
1
1
За счет ставки ВД
Итого
10
10
10
10
7
Годовой план внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2025-2026учебныйгод
Направление
Программа
Итого
Классы/часы в год
11а
11б
36
34
34
36
36
34
34
10А
10Б
36
Инвариантная часть
Внеурочные занятия патриотической,
нравственной и экологической тематики
Внеурочные занятия, направленные на
профориентацию
Внеурочные занятия спортивнооздоровительной направленности
Россия мои горизонты
36
36
34
34
Культура народов КБР
36
36
36
36
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
За счет ставки ВД
Спортивные игры
Вариативная часть
36
36
34
34
За счет ставки ВД
Общекультурное
Школьный медиацентр
36
34
За счет ставки ВД
36
Обще-интеллектуальное
Вокальный
Искусственный интеллект
Разговоры о важном
Россия-страна возможностей
18
Финансовая грамотность
Билет в будущее
За счет ставки ВД
За счет ставки ДО
34
17
18
18
17
17
18
18
17
17
за счет оплаты
кл.руководства
за счет оплаты
кл.руководства
За счет ставки ВД
Спортивно-оздоровительное
Киберспорт
Социальное
Волонтеры
36
34
За счет ставки ВД
Юнармия
36
34
За счет ставки ВД
Поддержка учебного плана за счет часов
внеурочной деятельности
18
17
Основы психологии и педагогики
72
68
За счет ставки ВД
Педпрактика
34
34
За счет ставки ВД
Итого 360
360
360
360
8