Приложение к Образовательной программе
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2025-2026 учебный год
с.Прималкинское, 2025
Оглавление
Цели и задачи внеурочной деятельности ................................................................................... 3
2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности ......................................................... 4
3. Планирование внеурочной деятельности ............................................................................... 4
Направления развития личности и их реализация через программы ДО и ВД ................... 5
Формы внеурочной деятельности .............................................................................................. 5
4. Организация внеурочной деятельности .................................................................................. 6
Ожидаемые результаты ............................................................................................................. 6
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью .................................. 7
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения видов внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности сформирован в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерацииот17.05.2012№413;-СанитарныхправилинормСанПин1.2.3685-21
-«Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. № 2; - Федеральной основной
образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 18.05.2023 №371;
- Уставом МКОУ «СОШ с.Прималкинского».
Модель внеурочной деятельности разработана в соответствии с СанПиНом, обеспечивает
реализацию плана внеурочной деятельности по утверждённым в установленном порядке
рабочим программам курсов и не допускает двойного финансирования при выполнении
государственного задания и организации предоставления государственных услуг.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС среднего общего образования
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы среднего общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Занятия внеурочной
деятельности могут быть организованы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности.
2
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Занятия внеурочной
деятельности могут быть организованы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
(не более 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей
школы, обеспечивает реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора
занятий внеурочной деятельности каждому обучающемуся. Все направления представлены
курсами, выбранными с учётом интересов обучающихся и возможностей школы.
Расписание составляется отдельно для уроков и внеурочных занятий.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило,
классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует
систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том
числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в
соответствии с их выбором.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цели организации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание
условий для многогранного развития и социализации каждого; создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся; развитие
здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых
условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе;
• формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций;
• формирование готовности школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности;
• формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России;
• раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и
умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое
развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых;
3
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности,
формирование
навыков
самообслуживающего труда;
• обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве лицея, создание условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
Внеурочная деятельность строится на принципах:
• Принцип гуманизации способствует правильной ориентации обучающихся в системе
ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
• Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников
склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности,
предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать
на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
• Принцип свободы выбора - предоставление учащимся возможности самостоятельного
выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его
результаты.
• Возможность свободного самоопределения и самореализации;
• Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
• Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития.
• Принцип экологизации - развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий
мир.
• Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы
внеурочной
деятельности
используются
на
социальное,
творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,
соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности
3. Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности и «Разговоры о важном» (понедельник, первый
урок);
1 час в неделю - поддержка учебного плана за счет часов внеурочной деятельности (3-й
час физкультуры) -ДОП «Спортивные игры»»
1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
4
интересов и потребностей обучающихся «Россия - мои горизонты» (четверг, седьмой урок)
2 часа в неделю - на занятия, направленные на правовое просвещение и правовое
воспитание обучающихся «Россия - страна возможностей»;
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
• часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения, информационной безопасности);
• часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, ГТО).
Направления развития личности и их реализация через программы ДО и ВД
• Социальное – ПДО «Безопасное детство», «ЮИД», «Волонтеры», программа «Разговоры
о важном», «Обучение служением. Перввые»
• Спортивно-оздоровительное- ПДО «Спортивные игры», «Авиамоделирование»,
«Юнармия»
• Духовно-нравственное – программы «Разговоры о важном», «Россия мои горизонты»
• Общекультурное- программы «Билет в будущее», «Билет в будущее», ПДО
«Вокальный», «Школьный медиацентр», «Школьный театр», «Школьный музей», «Финансовая
грамотность»;
• Обще-интеллектуальное- ПДО «Функциональная грамотность», «Россия - страна
возможностей», «Финансовая грамотность», «Основы электротехники», « Программирование»,
«Робототехника» «Введение в ИИ».
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
• экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
• деятельность ученических сообществ,
• клубы по интересам,
• профессиональные пробы, ролевые игры,
• реализация проектов,
• объединения ДО,
• походы и т.п
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности являются:
• создание
условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
• ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
• удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
• включение учащихся в разностороннюю деятельность;
• формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
• развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
5
• формирование стремления к здоровому образу жизни;
• подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном
мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся,
требованиям охраны их жизни и здоровья.
4. Организация внеурочной деятельности
1.1. Занятия внеурочной деятельности проводятся в формах отличных от классно-урочной.
1.2. Во внеурочную деятельность не включены занятия в рамках дополнительного
образования (ОДОД). Минимальное количество обучающихся в группе составляет 8 человек,
максимальное - весь класс.
1.3. Объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося составляет до 10 часов.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования ОУ, других
организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других
организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается в зависимости от
направления деятельности коллективов, в которых они занимаются. При посещении спортивных
секций
ребёнок
освобождается
от
занятий
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительного направления. Посещающие музыкальную или художественную
школу могут быть освобождены от занятий общекультурного направления. Контроль за
получением ребёнком в необходимом количестве часов внеурочной деятельности
осуществляется классным руководителем.
1.4. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут.
1.5. Балльное оценивание результатов освоения курсов внеурочной деятельности не
производится.
1.6. Контроль качества результатов освоения курсов осуществляется в формах анализа
процесса и результатов деятельности детей.
Учет достижений детей осуществляется педагогом, проводящим занятия в группе.
Основными формами учета достижений являются:
1. качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и
навыков;
2. проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных
репродуктивных и творческих игр, эстафет и соревнований, защиты проектов.
3. выставки работ детей;
4. открытые занятия для родителей;
1.7. Занятия ведутся в соответствии с режимом внеурочной деятельности.
1.8. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено отдельно от расписания
уроков. Расписание занятий внеурочной деятельности варьируется в течение учебного года и
учитывает специфику конкретного курса внеурочной деятельности.
1.9. План внеурочной деятельности направлен на достижение учащимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Педагогические работники, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности, прошли
повышение квалификации по реализации ФГОС основного общего образования.
Ожидаемые результаты
Личностные:
5. готовность и способность к саморазвитию;
6
6. сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
7. сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
8. получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
9. освоение универсальных учебных действий;
10. овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельности
непосредственное
духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты
проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п. Текущий контроль за посещением обучающимися
занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в
организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и
др. организациях) осуществляется классным руководителем.
.
7
Недельный план внеурочной деятельности ООО на 2025 - 2026 учебный год
Направление внеурочной деятельности
Внеурочные занятия патриотической,
нравственной и экологической тематики
Внеурочные занятия, направленные на
профориентацию
Внеурочные занятия
спортивно-оздоровительной направленности
Программа
5
Инвариантная часть
Разговоры о важном
1
Россия - страна
2
возможностей
Россия мои горизонты
Спортивные игры
Классы/часы в неделю
6
7
8
9
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0.5
1
1
0.5
1
1
1
0.5
0,5
0,5
0,5
за счет оплаты кл.руководства
за счет оплаты кл.руководства
за счет оплаты кл.руководства
За счет ставки ВД
Вариативная часть
Спортивно-оздоровительное
Социальное
Общекультурное
Духовно-нравственное
Авиамоделирование
Безопасное детство
ЮИД
Основы электротехники
Программирование
Робототехника
Вокальный
Школьный медиацентр
Школьный театр
Школьный музей
0,5
0.5
Билет в будущее
0,5
0,5
0,5
Финансовая грамотность
Волонтеры
Юнармия
Обучение служением.
Первые
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
10
10
10
0,5
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ДО
За счет ставки ДО
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
0,5
за счет оплаты кл.руководства
0,5
за счет оплаты кл.руководства
0.5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
10
10
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
за счет оплаты кл.руководства
8
Годовой план внеурочной деятельности ООО на 2025 - 2026 учебный год
Направление внеурочной деятельности
Занятия патриотической, нравственной и
экологической тематики
Занятия, направленные на
профориентацию
Занятия спортивно-оздоровительной
направленности
Спортивно-оздоровительное
Социальное
Общекультурное
Духовно-нравственное
Программа
Классы/часы в год
6
7
8
5
9
Инвариантная часть
Разговоры о важном
34
34
Россия - страна
68
68
возможностей
34
34
34
за счет оплаты кл.руководства
68
68
68
за счет оплаты кл.руководства
Россия мои горизонты
34
34
34
34
34
за счет оплаты кл.руководства
Спортивные игры
34
34
34
34
34
За счет ставки ВД
34
34
17
34
34
34
17
17
17
17
Вариативная часть
Авиамоделирование
17
17
Безопасное детство
17
ЮИД
17
Основы электротехники
17
17
Программирование
34
34
Робототехника
17
17
Вокальный
17
17
Школьный медиацентр
Школьный театр
17
17
Школьный музей
Билет в будущее
17
17
Финансовая
17
17
грамотность
Волонтеры
Юнармия
Обучение служением.
Первые
340
340
17
17
17
17
17
17
17
за счет оплаты кл.руководства
17
за счет оплаты кл.руководства
17
17
17
17
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
17
17
за счет оплаты кл.руководства
340
340
17
340
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ДО
За счет ставки ДО
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
За счет ставки ВД
9