АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Литература. ( Базовый уровень)
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ
их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного
предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них
заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на
читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и
общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины
ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания
художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу
литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского
историко- литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов
обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых предметных
результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех обучающихся.
Планируемые предметные результаты на углублённом уровне реализуются в отношении
наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения
предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям,
лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к
другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к
чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений,
осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических
возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию устной и
письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих
перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и
осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство
русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной
литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе
изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально- бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам
отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в
чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях,
содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с
использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном
процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы
как вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также
образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни,
созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,
направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной
переработки текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети
Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах основного среднего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе
- 103 часа (3 часа в неделю).