ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
Протокол №13 от 30.05.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
№ 290/4-ОД от 30.05.2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации индивидуального обучения больных детей на дому в
муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «СОШ
с.Прималкинского» (МКОУ «СОШ с.Прималкинского»)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
составлено на основании:
- Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г ст.5 п.5: «В целях реализации
права каждого человека на образование федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для
этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и определенной
направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством
организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
- Закона РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г ст.66. п. 10: «Для обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья
не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
организуется на дому»;
- Приказа от 30 июня 2016 года № 436н Министерства здравоохранения Российской
Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на
обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
- Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с
использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07
–832;
- Письма от 7 августа 2018 года N 05-283 Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
1.2. Настоящее Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано в
целях реализации права на получение образования обучающимися школы,
нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьми-инвалидами, по основным
образовательным программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками
образовательных отношений.
1.3. Для обучающихся, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактического
учреждения здравоохранения рекомендуют обучение на дому, организуется
индивидуальное обучение.
1.4. Основными задачами индивидуального обучения являются:
- обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации
образовательной деятельности;
- реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания,
рекомендаций лечебного учреждения.
1.5. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы по индивидуальному
учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
1.6. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психолого-медикопедагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы.
1.7. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе
детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения образования
и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение, использование
электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в
соответствии с законодательством.
2. Организация индивидуального обучения больных детей на дому
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует
индивидуальное обучение больных детей на основании следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения лечебного учреждения;
- приказа Управления образования района;
- приказа по школе.
2.2. Образовательная организация согласовывает с родителями (законными
представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.3. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы,
сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в
формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.4. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями
(законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.5. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется на основе базисного
учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарногигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается
руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.6. Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:
- в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
- в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
- в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
- в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
2.7. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется
организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических
особенностей, интересов детей, медицинских показаний. Такие предметы как ИЗО,
музыка, МХК, ОБЖ изучаются обучающимися самостоятельно или на уроках (по
желанию ребёнка).
2.8. Решение о переводе больных детей в следующий класс принимает Педагогический
совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных
программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.9. Больной ребенок, не освоивший программу по одному предмету, переводится в
следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение
следующего учебного года.
2.10. Больные дети, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное
обучение.
2.11. Больные дети, освоившие образовательные программы основного общего и среднего
общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам
учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического
совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.12. По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ
основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая
аттестация в порядке, формах и сроки установленные законодательством.
2.13. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы
государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX
класса - аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса - аттестат о
среднем общем образовании.
2.14. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
образовательная организация в связи с
завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые
устанавливаются
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
3. Кадровый состав
3.1. При назначении учителей, работающих с больными обучающимися,
преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным
причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива
невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не
работающих в данной организации.
3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с учетом
кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим
учителем.
4. Финансовое обеспечение индивидуального обучения больных детей на дому
4.1. Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется обучающимся
бесплатно в пределах:
- в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
- в 5-7 классах – 10 ч в неделю,
- в 8-9 классах – 11 часов в неделю,
- в 10-11 классах – 12 часов в неделю.
4.2. Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания
обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая
оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.
4.3. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых
возможностей обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим
учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с
родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с
указанием точного времени.
4.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации,
обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями
(законными представителями).
4.5. В случае производственной необходимости в расписание занятий могут вноситься
коррективы, и время занятий может измениться.
4.6. В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается
в бухгалтерию.
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой в форме
индивидуального обучения на дому
5.1. Обучающийся имеет право:
- на получение полного общего образования в соответствии с государственным
стандартом;
- на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы выражения
собственных взглядов и убеждений;
- на моральное поощрение за успехи в учении;
- на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности);
- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки.
5.2. Обучающийся обязан:
- соблюдать требования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
- уважать честь и достоинство работников образовательной организации;
- соблюдать расписание занятий;
- согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому;
- вести дневник.
5.3. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования;
- присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с разрешения
руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- вносить предложения по составлению расписания занятий;
- получать консультативную помощь специалистов образовательной организации в
вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка.
5.4. Родители (законные представители) обязаны:
- выполнять требования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
- своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности
режима дня ребенка;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
- своевременно, в течение дня информировать организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении
занятий после болезни;
- контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
5.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Законом РФ “Об
образовании в Российской Федерации” №273-ФЗ от 29.12.2012г ст. 47 п. 3. 5.6. Учитель
обязан:
- выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной
литературой;
- знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
- своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором указываются дата
занятия, тема и содержание пройденного материала, количество проведенных часов,
домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах промежуточной
аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям (законным
представителям);
- выставлять оценки в дневник обучающегося;
- систематически вносить данные об успеваемости обучающегося в классный журнал.
5.7. Классный руководитель обязан:
- поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности
обучающихся и состояние здоровья больных детей; при необходимости обращаться к
администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в
классный журнал.
5.8. Администрация обязана:
- на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней подготовить и
издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
- составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями
расписание занятий;
- контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение журнала
учета индивидуального обучения обучающихся;
- контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся, оформление
документации не реже 1 раза в четверть;
- обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
6. Оформление журнала индивидуальных занятий
6.1. Оформление журнала индивидуальных занятий производится на основании
Положения о ведении школьной внутренней документации, утвержденного директором.
6.2. Все отметки обучающегося на дому вносятся в электронный журнал.
6.3. В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на
дому составляется акт обследования степени утраты данного документа и выносится
решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного или
утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает
решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные
восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: тетради
обучающегося, поурочные и тематические планы.
6.4. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве организации 5 лет.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения больных детей на
дому является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.