РП по Астрономии_11 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»
Прохладненского муниципального района КБР
Рассмотрено:
МО учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.
Рук. МО______Русакова Е.А.

Согласовано:
Заместитель директора по
УВР
______Слободниченко И.А.
«29» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ СОШ с.
Прималкинского
__________ Шкуратова И.В
Приказ № 193/1
От «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«АСТРОНОМИЯ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
учитель: Зорин Михаил Васильевич
Рассчитана: по программе - всего 34 часов,
один год обучения по 1 часу в неделю.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2023-2024 учебный год.

с. Прималкинское
2024 г.

Пояснительная записка:
Нормативные документы.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010,
зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01.02.2011. №19644) в
действующей редакции;
 Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам
 -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
 Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
 Реализации аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
 Устава МКОУ «СОШ с. Прималкинского» (постановление местной администрации
Прохладненского муниципального района КБР №169 от 05.04.2021г.);
 Программы воспитания основного общего образования (ООО) (приказ МКОУ «СОШ
с. Прималкинского» №106/7 от 28.08.2020г.).
Рабочая программа по физике составлена на основе
 Образовательной программы МКОУ «СОШ с. Прималкинского»
 Требований к оснащению учебного процесса по физике;
 программы ФГОС АСТРОНОМИЯ. Авторы: (Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.
Страут, М.: Дрофа, 2013г..);.
Ориентирована на УМК:
Астрономия 11 класс Воронцов-Вельяминов Страут - 2014-2015-2016-2017 год.
Дрофа.
2.2. Цели и задачи общей образовательной программы
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,

навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физикоматематических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
2.3. Результаты курса
Содержаниеосновных образовательных программ
по АСТРОНОМИИ (базовый уровень)
Астрономия в познании фундаментальных законов природы и формирования
естественнонаучной картины мира;
Физическая природа небесных тел и систем, строения
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик имеет возможность:
Знать/понимать:
—
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета)
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв,
черная дыра;
—
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
—
смысл физического закона Хаббла;
—
основные этапы освоения космического пространства;
—
гипотезы происхождения Солнечной системы;
—
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
—
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
Может получить умения:
—
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных
излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения
астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального
анализа, влияния солнечной активности на Землю;
—
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения
приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость»,
физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и
происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта
Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и
линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе
Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые
яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус,
Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых
лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик может научиться:
Знать/понимать:
—
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета)
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв,
черная дыра;
—
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
—
смысл физического закона Хаббла;
—
основные этапы освоения космического пространства;
—
гипотезы происхождения Солнечной системы;
—
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
—
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
Имеет возможность научиться:
—
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных
излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения
астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального
анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения
приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость»,
физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и
происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта
Доплера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся имеют возможность:
1. Понять и познать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;

- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
2. Научиться
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности
на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины,
определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
2.4. Содержание курса
Основное содержание (34 часа в год, 1 час в неделю)
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в
астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,
созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.
Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг
Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и
календарь.

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная
механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных
небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
Астероидная опасность.
МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник
информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы,
принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон
смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие
звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.
Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во
Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических
элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее
этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной
активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль
магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое
излучение. Темная энергия.
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
Количество
Учебных часов
Практических работ

1 четверть
9
2

2 четверть
8
-

3 четверть
10
-

4 четверть
7
1

Распределение учебной нагрузки по темам курса:
Тема курса

Количество
часов по
программе

1. Введение в астрономию

2

2. Практические основы
астрономии

6

3. Строение Солнечной
системы

6

4. Природа тел Солнечной
системы

7

5. Солнце и звезды
6. Строение и эволюция
Вселенной

7
6

Модуль школьной программы
воспитания «Школьный урок»
Урок исследование «Космос — это
мы» (Убеждать в возможности
познания природы, в
необходимости разумного
использования достижений науки и
технологий для дальнейшего
развития человеческого общества,
уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой
культуры).
Урок творчества «За страницами
учебников» (Использовать знания
об электромагнитных явлениях в
повседневной жизни для
обеспечения безопасности при
обращении с приборами и
техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в
окружающей среде).
Экскурс в науку «Искусственные
спутники
Земли». (Развития ценностносмысловой сферы обучающегося:
получение радости от труда,
преодоления трудностей, от
завершённости творческого
процесса; воспитывать чувство
уважения к другому и его труду;
формирование деловой культуры
общения).
Урок-исследование «Экология и
энергосбережение» (Приводить
примеры экологических
последствий работы двигателей
внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций).

Количест
во
контроль
ных работ
-

1

2.5. Календарно-тематическое планирование
Календарно тематическое планирование составлено в соответствии с ООП СОО МКОУ «СОШ с. Прималкинского», является составной частью
рабочей программы по _астрономии_ для _11__ класса.
По учебному плану МКОУ «СОШ с. Прималкинского» на 2020-2021 учебный год, на изучение предмета предусмотрено __34__ часа, по _1_ часу
в неделю.
Рабочая программа реализуется по УМК «Астрономия 11», Воронцов-Вельяминов.
№
Тема курса
Кол- Форма ЗУНы в соотв. С
ОУУН
НРК
Институцио Дата
во
темати ОМСО
н.
часо ч.
компонент
в
контро
ля
2
план
факт
Введение в астрономию
1/1 Предмет астрономии. Структура и
1
Значение
Развитие устной
Физика
6.09
масштабы Вселенной.
астрономии. Уметь монологической
использовать
речи.
ПКЗН. Знать
устройство
телескопа.
1/2 Наблюдения - основа астрономии.
1
тест
Уметь
Умение работать Звездное
Методы
13.09
использовать
с реальными
небо над
изучения
ПКЗН.
объектами как
городом
природы.
источником
(физика)
информации.
6
Практические основы
астрономии.
2/3 Видимые движения светил как
1
Наблю Небесная сфера.
Развитие устной Ориентиро
27.09
следствие их собственного
дения. Звездное небо.
монологической вание на
движения в пространстве,
Изменение вида
речи.
местности.
вращения земли и ее вращения
звездного небо в
вокруг Солнца.
течение суток.
2/4 Звезды и созвездия. Наблюдения.
1
Наблю Звездное небо.
Умение слушать Созвездия
История.
4.10
дения. Созвездия.
объяснение
нашего
Мифология.
Основные
учителя и вести
полушария
созвездия.
записи.
2/5 Небесные координаты и звездные
1
§4,5
Горизонтальная
Умение работать
География.
11.10
карты.
система координат. с реальными
Экваториальная
объектами.

система координат.
§5,6
Видимое годичное
зарисо движение Солнца и
вать
вид звездного неба.
созвезд Способы
ия
определения
Девы,
географической
Льва и широты.
подпис
ать
звёзды.
Наблю Система Землядения. Луна. Солнечные и
лунные затмения.
Тест.
Основы измерения
времени. Системы
счета времени.
Понятие о
летосчислении.

2/6

Годичное движение Солнца.
Эклиптика.

1

2/7

Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Наблюдения.

1

2/8

Время и календарь.

1

3/9

Строение Солнечной системы.
Гелиоцентрическая система мира
Коперника. Ее значение для науки
и мировоззрения.

5
1

3/1
0

Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и
звездный периоды.

1

Наблю
дения.

3/1
1

Законы Кеплера.

1

Тест.

Тест.

Развитие
представлений о
Солнечной
системе.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы мира.
Видимое движение
планет.
Конфигурации
планет.
Сидерические и
синодические
периоды
обращения планет.
Законы Кеплера законы движения

Развитие устной
монологической
речи.
Развитие устной
монологической
речи.

Формирование
мировоззрения.

География.

18.10

Религия.

25.10

Аркаим –
древняя
обсерватор
ия

Религия.

1.11

Взгляды
Чижевског
о.

История.
Религия.

8.11

15.11

Элементарные
счетно-

Геометрия.
Физика.

22.11

3/1
2

Определение расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров.

1

3/1
3

Движение космических объектов
под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел.
Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение.

1

4/1
5

Система Земля-Луна.

1

4/1
6

Планеты земной группы.
Наблюдения.

1

тест

4/1

Планеты-гиганты.

1

тест

4/1
4

тест

7
1

планет. Законы
Кеплера в
формулировке
Ньютона.
Определение
расстояний по
параллаксам
светил.
Радиолокационный
метод.
Определение
размеров тел
Солнечной
системы.
Закон Всемирного
тяготения.

расчетные
умения.

Происхождение
Солнечной
системы. Основные
закономерности в
Солнечной
системе.
Космогонические
гипотезы.
Система ЗемляЛуна. Основные
движения Земли.
Форма Земли.
Природа Луны.
Общая
характеристика
планет земной
группы(атмосфера,
поверхность)
Общая

Развитие устной
монологической
речи.

13.12

Развитие устной
монологической
речи.

Физика.
20.12
Картография
.
Геология.

Умение
сравнивать,
анализировать.

География.

27.12

Умение

География.

17.01

Элементарные
математические
умения.

Геометрия.

29.11

Физика.

6.12

7

характеристика.
Особенности
строения.
Спутники и кольца.

сравнивать,
анализировать.

Астероиды и
метеориты.
Пояс астероидов.
Кометы и метеоры.
Законы физики в
космосе.

Умение
сравнивать,
анализировать.

История.
Религия.

31.01

Умение
выделять
главное, делать
выводы.

Физика.

7.02

4/1
8
4/1
9

Спутники и кольца планетгигантов.
Малые тела Солнечной системы.
Болиды и метеориты.

1

4/2
0

Физическая обусловленность
важнейших особенностей тел
Солнечной системы.

1

Солнце и звезды.

7

Звезды - основные объекты
Вселенной. Солнце - ближайшая
звезда. Строение Солнца и его
атмосферы.
Активные образования на Солнце:
пятна, вспышки, протуберанцы.

1

Общие сведения о
Солнце. Строение
атмосферы Солнца.

Элементарные
математические
умения.

Физика.

14.02

1

21.02

1

Умение слушать
объяснение
учителя и делать
записи.
Развитие устной
монологической
речи.

Физика.

Роль магнитных полей на Солнце.
Периодичность Солнечной
активности и ее прямая связь с
геофизическими явлениями.

Биология.
Экология.
Энергетика.

28.02

5/2
4

Звезды, их основные
характеристики.

1

Умение
анализировать,
сравнивать.

Физика.

7.03

5/2

Определение расстояний до звезд.

1

Строение
атмосферы Солнца:
пятна, вспышки,
протуберанцы.
Источники энергии
и внутреннее
строение Солнца.
Солнце и жизнь
Земли.
Физическая
природа звезд.
Связь между
физическими
характеристиками
звезд. Диаграмма
ГерцшпрунгаРессела.
Расстояние до

Элементарные

Физика.

5/2
1

5/2
2

5/2
3

1

Наблю
дения.
Тест

тест

24.01

Влияние
Солнечной
активности
на
человека

5

Годичный параллакс.

5/2
6

Внутреннее строение звезд и
источники их энергии.

1

5/2
7

Эволюция звезд, ее этапы и
конечные стадии. Белые карлики,
нейтронные звезды и черные дыры.

1

6/2
8

Строение и эволюция Вселенной
Состав и структура Галактики.
Звездные скопления. Межзвездный
газ и пыль. Вращение Галактики.

5
1

6/2
9

Другие галактики и их основные
характеристики. Активность ядер
галактик. Квазары.

1

6/3
0

Крупномаштабная структура
Вселенной. Красное смещение.
Реликтовое излучение. Расширение
Вселенной.

1

6/3
1

Строение и эволюция Вселенной
как проявление физической
закономерностей материального
мира.
Жизнь и разум во Вселенной

1

6/3

1

Тест.

тест

звезд. Годичный
параллакс.
Видимые и
абсолютные
звездные
величины.
Внутреннее
строение звезд и
источники их
энергии.
Эволюция звезд.
Рождение и смерть
звезды.

математические
умения.

Геометрия.

14.03

Умение
анализировать,
сравнивать.

Физика.

21.03

Умение работать
с диаграммами.

Физика.

4.04

Наша Галактика.
Строение и
структура.
Вращение
Галактики.
Многообразие
галактик.
Определение
размеров,
расстояний и масс
галактик.
Крупномасштабная
структура
Вселенной.
Метагалактика.
Космологические
модели Вселенной.
Космологические
модели Вселенной.

Формирование
единой картины
мира.

Физика.

11.04

Умение
сравнивать,
анализировать

Физика.

18.04

Жизнь и разум во

Развитие устной

Умение
анализировать,
сравнивать.

Умение
анализировать,
сравнивать.

25.04

Физика.

2.05

16.05

2

Астрономическая картина мира.
Заключительная лекция..

Вселенной.
Проблема
внеземных
цивилизаций

монологической
речи.

6/3
3
6/3
4

Итоговая контрольная работа

1

23.05

Обобщающее повторение.

1

30.05

2.6 Приложение к программе
Литература
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11
класс», М. Дрофа, 2013
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11
класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».