Принято на заседании Управляющего совета Протокол № 3 от «11» января 2014 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №4 от «10» января 2014г. Утверждаю Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Крохмалёв А.Н. Приказ № 05/3 -ОД от «16» января 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководителе МКОУ «СОШ с.Прималкинского» 1. Общие положения 1.1. Положение разработано на основе Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Конвенции ООН о правах ребенка и других нормативно-правовых документов. 1.2. Настоящее положение определяет нормативно - правовую и организационно – методическую основу деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях РФ. 1.3. Классный руководитель должен знать - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» - Конвенцию о правах ребенка - Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию - Школьную гигиену - Педагогическую этику - Теорию и методику воспитательной работы - Основы трудового законодательства. 2. Цели воспитательной деятельности классного руководителя 2.1. Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта). 2.2.Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни. 2.3. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе. 3. Обязанности классного руководителя 3.1 Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего: - Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать. - Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам). - Корректирует межличностные связи в классе. - В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению. - Старшеклассникам помогает осознанному выбору профессии. найти цели жизни, подводит к 3.2. Классный руководитель осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива: - Помогает в организации классной деятельности ребят: коллективных творческих дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений. - Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в трудовых десантах, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи. -Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс. - Изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было. 3.3. Классный руководитель осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности: - Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей. - Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами. - Организует и участвует в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителей-предметников. - Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, предметных олимпиад, недель, кружков. - Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования. - Содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, спортивных секций, творческих или трудовых объединений. 3.4. Классный руководитель: - отвечает за отработку летней трудовой практики учащихся своего класса, доведя до всех учащихся и их родителей графики отработки и проконтролировав выполнение этих графиков. - Проводит родительские собрания, дает консультации, привлекает родителей к помощи школе. - Организует дежурство, коллективную уборку класса, мобилизует усилия детей и родителей для ремонта класса, школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей. - Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья учащихся во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников. - Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний. - Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации. 3.5. Классный руководитель ведет следующую документацию - План воспитательной работы на учебный год; - Социальный паспорт класса; - Личные дела учащихся; - Классный журнал; - Протоколы родительских собраний; - Анализ по итогам воспитательной работы за месяц и учебный год; - Показатели учебной деятельности (четверть, полугодие, год) -Учет занятости учащихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах. -Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных, социально-педагогических исследований 3.6.Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой: Классный руководитель ежедневно: - Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; - Организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете; - Организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении; Классный руководитель еженедельно: - Проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю; - Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы; - Организует индивидуальную работу с родителями, с учителямипредметниками, работающими в классе; - Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся; - Организует работу классного актива. Классный руководитель ежемесячно: - Посещает уроки в своем классе; - Проводит консультации у психолога и отдельных учителей; - Решает хозяйственные вопросы в классе; - Организует заседание родительского комитета класса; - Проводит диагностическую работу; - Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы. -Сдает отчет о посещаемости учащихся. Классный руководитель в течение четверти: - Оформляет и заполняет классный журнал; -Участвует в работе методического объединения классных руководителей; - Проводит классное родительское собрание; -Представляет в учебную часть отчет об успеваемости и посещаемости учащихся класса; Классный руководитель ежегодно: - Оформляет личные дела учащихся( в начале и конце учебного года) - Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года (в конце учебного года) - Составляет план воспитательной работы в классе (в начале учебного года); - Собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) - Классный руководитель обязан по требованию администрации ОУ готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе. - Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании. - Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей. 4. Классный руководитель несет ответственность - Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий. - За неисполнение или за ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. - За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическими или психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». 5. Права классного руководителя 5.1. Классный руководитель имеет право: - Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других органов школы. - Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой. - Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманными принципами воспитания.