Принято на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «19» января 2023г. Утверждено Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Шкуратова И.В. Приказ № 09/3 -ОД от «20» января 2023г. Положение об итоговом индивидуальном проекте МКОУ «СОШ с. Прималкинского» на уровне среднего общего образования 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет требования к организации, содержанию и направленности, требования к структуре, оформлению, защите, критериям оценивания качества выполненной работы обучающимися 10-11 классов в рамках итогового проекта (далее ИП), с учѐтом требований федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО. 1.2. Индивидуальный проект (далее ИП) представляет учебное исследование или учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, социальную, художественно-творческую и иную). 1.3. Выполнение ИП и его защита обязательна для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования, так как это является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов, представленных ФГОС СОО. 2. Требования к организации проектной деятельности. 2.1. Руководителем проекта может быть любой учитель-предметник МКОУ «СОШ с. Прималкинского» или практикующий специалист соответствующего проекту профиля. 2.2. Выбор темы проекта может предлагаться как педагогом, так и производится самими учащимися с учетом их склонностей и интересов, рекомендаций учителей-предметников и классных руководителей. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогомнаставником. Она должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. 2.3. Проект должен быть выполнен индивидуально. 2.4. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 3. Этапы работы над ИП. 3.1. В процессе работы над проектом обучающиеся под контролем руководителя планируют свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта, составление паспорта проекта. Издание приказа об утверждении тем индивидуальных проектов. 3.3. Основной этап: совместно с педагогом разрабатываются план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 3.4. Заключительный: защита проекта, оценивание работы. 3.5. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный 1 руководитель. 4. Требования к содержанию ИП. 4.1. Обязательными структурными элементами проекта являются: титульный лист; введение; основная часть; заключение; источники информации; приложения. 4.2. Титульный лист. В титульном листе указываются: полное наименование образовательного учреждения (в соответствии сУставом); фамилия, имя участника, выполнявшего работу; класс; тема проекта; Ф.И.О. научного руководителя; год выполнения проекта. 4.3. Содержание введения ученического проекта: обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описание ученического проекта; определение степени новизны ведущей идеи проекта; описание теоретического аспекта проекта (с опорой на научные труды); представление понятийного аппарата, который использует автор; постановку цели и задач, которые автор собирается достигнуть прирешении выявленной проблемы; планируемые конечные результаты; объѐм введения не должен превышать трех страниц машинописного текста. 4.4. Содержание основной части ученического проекта: определение объекта и предмета исследования; подробное описание каждого этапа: - задача этапа, - временные рамки, - ожидаемый результат, - способы достижения поставленной задачи; - описание собственного исследования по теме проекта объѐм данного раздела не должен превышать 10 страниц машинописноготекста. 4.5. Содержание заключения: описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными вовведении целями, которые автор хотел достигнуть при решении обозначеннойпроблемы; описание показателей достижения результатов; анализ результативности проекта; описание практической ценности результата проекта; выводы по решению заявленной проблемы; описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике. объѐм данного раздела не должен превышать 3 страниц машинописноготекста. 4.6. В разделе «Источники информации» необходимо указать источники в соответствии с общепринятыми требованиями и полные библиографические сведения об использованной литературе (в целом, не менее 5 наименований). 4.7. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включается: 2 1) Проект (на бумажном носителе и в электронном виде) 2) Презентация проекта (в электронном виде) 3) отзыв руководителя (рецензия), содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: - инициативности и самостоятельности; - ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); - исполнительской дисциплины. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. 5. Требования к оформлению проектной работы Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.). Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5, заголовок -14 пунктов с интервалом между строк-1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы: 10-11 классы – 15-20 стр. 6. Требования к срокам выполнения и защите проекта Проект должен быть выполнен в течение одного года не позднее февраля текущего учебного года. Директор приказом по школе утверждает темы и руководителей проектов не позднее января текущего учебного года, назначает дату защиты (февраль - март) и состав экспертной комиссии. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5–7 минут) слушатели и экспертный совет задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков учащегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы учащийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта вариант наглядности защиты. 7. Требования к защите проекта. Защита проектов осуществляется в присутствии комиссии, состав которой утверждается приказомдиректора ОУ за две недели до защиты. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник информации, проект к защите не допускается. Для подготовки защиты проекта учащиеся опираются на Памятку по защите проекта (Приложение 4) и План выступления по защите проекта (Приложение 5). Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и оценки, полученной при защите проектной работы. 3 8. Критерии оценки проектной работы. ИП оценивается по критериям (Приложение №1) и заносится в форму, в виде оценочной таблицы (Приложение №2) Максимальный первичный балл составляет 15. Результаты выполнения ИП оцениваются комиссией по пятибалльной шкале и заносятся в протокол. (Приложение №3). Достижения базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» при получении 8 - 10 баллов, а достижения повышенного уровня соответствует: • 11-13 баллов - отметка «хорошо»; • 14-15 баллов – отметка «отлично». Учащемуся выдаѐтся Оценочный лист индивидуального проекта (Приложение №2), который хранится в портфолио обучающегося. 9. Права и ответственность сторон Руководитель индивидуального проекта должен: совместно с учащимся определить тему и учебный план работы по ИИП; совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; мотивировать учащегося на выполнение работы по ИИП; оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению ИИП; передать заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. Руководство проектами ограничивается 10 работами на одного преподавателя. Руководитель индивидуального проекта имеет право: требовать от учащегося своевременного и качественного выполнения работы; использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана ИИП. В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может быть по решению педагогического совета, с согласия учащегося и его родителей, заменѐн другим руководителем. Учащийся должен: выбрать тему ИИП; посещать консультации и занятия по ИИП; ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя ИИП: подготовить публичный отчет о проделанной работе; соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите; представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для проверки за 2 недели до его защиты. Учащийся имеет право: на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения ИИП; использовать для выполнения ИИП ресурсы школы. В случае невыполнения требований настоящего Положения учащийся считается не достигшим метапредметных планируемых результатов освоения ООП СОО в соответствиис ФГОС СОО. 4 Приложение №1 № п/п 1 2 3 4 Критерии оценивания индивидуальных проектов: Критерий Уровни сформированности проектной деятельности. Базовый Повышенный Сформированность Работа в целом Работа в целом познавательных свидетельствует о свидетельствует о учебных действий способности способности самостоятельно самостоятельно с опорой на без руководителя ставить помощь руководителя проблему и находить пути ее ставить проблему и решения. Учащимся находить пути ее решения. продемонстрировано Учащимся свободное владение продемонстрирована логическими операциями, способность искать и навыками критического обрабатывать информацию, мышления, умение приобретать новые знания самостоятельно мыслить; и осваивать новые способы приобретать новые знания и действий, достигать более осваивать новые способы глубокого понимания действий, достигать более изученного материала, глубокого понимания умения формулировать проблемы, формулировать выводы. выводы. Сформированность Учащимся Учащимся предметных знаний продемонстрировано продемонстрировано в ходе и способов действий понимание и умения работы над проектом раскрыть содержание свободное владение выполненной работы, В предметом проектной работе и в ответах на деятельности. Грамотно и вопросы по содержанию обоснованно в соответствии с работы отсутствовали темой проекта использовались грубые ошибки. имеющиеся знания и способы действий. Ошибки отсутствовали, неточности имели место быть, либо отсутствовали. Сформированность Продемонстрированы Работа тщательно регулятивных навыки определения темы и спланирована и действий планирования работы, последовательно реализована, Работа доведена до конца, своевременно пройдены все некоторые этапы необходимые этапы выполнялись при обсуждения и представления. поддержке руководителя. Контроль и коррекция При этом проявляются осуществлялись отдельные элементы самостоятельно. самооценки и самоконтроля обучающегося. Сформированность Учащийся ясно и логично Учащийся коммуникативных излагает и оформляет продемонстрировал умения действий выполненную работу, использовать наглядности при представляет ее результаты, выступлении, вести аргументированно отвечает дискуссию, отстаивать свою 5 на вопросы, доказывая свою позицию. точку зрения. Проявляет обдуманность в суждениях, демонстрирует сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, показывает устойчивость эмоциональных состояний, имеет выраженную способность к прогнозированию. 6 Приложение №2 Оценочный лист индивидуального проекта Ф. И. обучающегося Класс: Название проекта: Критерий Руководителя ИП Оценка Эксперт1 Эксперт2 Итоговая Способность самостоятельно приобретать знания и решать проблемы: – постановка проблемы, Актуальность (1б) – адекватный выбор способов решения проблемы, включая поиск и обработку информации (1б) -обоснование создания продукта (1б) - исследовательский характер (2б) - практическая направленность (2б) Сформированность предметных знаний и способов действий: – умение раскрыть содержание работы (2б) – наглядность представления материала (1б) Сформированность коммуникативных УУД: – логичное и грамотное изложение материала(2б) – оформление работы (в соответствии с критериями) (1б) – умение аргументированно ответить на вопросы (2б) Общий балл Уровень (низкий 4-7 б., 8-11 б. базовый,12-15б. повышенный) Оценка 8-10 б. – «3» 11-13 б. – «4» 14-15 б. – «5» Ф. И. О. членов комиссии: 7 Приложение №3 Протокол защиты индивидуальных проектов за учебный год №п/п ФИО учащегося Класс Тема проекта Руководитель Баллы Оценка 1 2 Ф. И. О. членов комиссии: Приложение 4 Памятка для учащегося по защите проекта Во введении необходимо: Назвать тему проекта. Сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других. Рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта. Указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта. Дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа. (Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (всех проектов, где она есть), проектный продукт, план работы над проектом). В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте, привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе. Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы. Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов. Заключение В заключении надо: Проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты научился в ходе работы надо проектом, как изменились твои взгляды и т.п.). Оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект, и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу заново). 8 Показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта). Приложение 5 План выступления на защите проекта Тема моего проекта……………………………………………………..…….……. Я выбрал эту тему, потому что………………………………………........………. Цель моей работы – ………………………………………………………………… Проектным продуктом будет – …………………………………………………….. Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как……………………….…… План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):…………………………………………… ………….……. Сбор информации (что и как искал информацию)………………………………… Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….…….. Написание письменной части проекта (как это делал)…………………..…..……. Основная часть Я начал свою работу с того, что…………………………………………………..… Потом я приступал к……………………………………………………….………… Я завершил работу тем, что………………………………………………….……… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………….…………………….. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………………………………… Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………… План моей работы был нарушен, потому что……………………………………… В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как……..… Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………..……… Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано,получилось, например………………………………………………..… Это произошло, потому что………………………………………………………… Если бы я начал работу заново, я бы……………………………….……………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…….… Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как………………….……… Работа над проектом показала мне…………………………………………………….. 9