РП Родной язык (русский)_4 класс

2

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и
изменениями).
2. Закона КБР от 24.04.2014 № 23- РЗ «Об образовании» с изменениями
3. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 18 декабря 2012 г. N 1060 г., от 29 декабря 2014 г. N
1643 от 18 мая 2015 г. N 507)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»
(зарегистрирован 14.09.2020 №59808), приказа №766 от 23 декабря 2020года « О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»
6.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.21 № 28
«Санитарные правила и нормы САНПиН 1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 289
Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
8. Письма Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков
народов Российской Федерации».
9. Письма Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР № 22-01-13/5920 от 27.
08.2018 г. «О выборе родного языка для изучения предметных областей «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» «Родной язык и родная литература»
10. Письма Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР № 22-01-13/5919 от 27.
08.2018 г. «О наименовании учебных предметов предметных областей «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»
11.
Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО по ФГОС)
МКОУ «СОШ с. Прималкинского», Приказ 55 от 27.08.2021 г.
12. Устава МКОУ «СОШ с. Прималкинского», утверждённый Постановлением главы местной
администрации Прохладненского муниципального района КБР № 74 14.03.2016г.
13. Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) в МКОУ «СОШ с. Прималкинского», утверждённого приказом 96/2 от 23.08.2019 г.
14. Примерной программы по «Родному русскому языку» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: Александровой
О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,Романовой В.Ю.,
Рябининой Л.А., 2018г.

3

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Важнейшими задачами являются:

приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей
русского народа,

формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира;

расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и
т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Данный вариант рабочей программы разработан для учебного предмета «Родной язык
(русский)» для 4 класса; под ред. Вербицкой Л.А. Авторский коллектив: Александрова О.М.,
Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.,
Рябинина Л.А., Соколова О.В.
Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык.
4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение,
2018.
Рабочая программа по родному языку (русский)» формируется в соответствии со временем,
выделенным в обязательной части учебного плана МКОУ «СОШ с. Красносельского» на 2020-2021
учебный год. В 4 классе отводится 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год.

4

2.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч).
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры
(праздники, ремесла, традиции);
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст;
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с
изученными темами.
Раздел 2. Язык в действии (4 ч.).
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст, подбирая
синонимы, антонимы;
- различать изученные языковые средства (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
- употреблять слова в словосочетании и предложении;
- находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать звуки, слова, части речи,
словосочетания, предложения.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
- различать этикетные формы обращения, приветствия, просьбы, похвалы, благодарности,
утешения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-анализировать информацию из прочитанного и прослушанного текста:
- выделять в нем наиболее существенные факты;
- владеть различными приемами чтения и слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи;
-оценивать свою речь с точки зрения соблюдения языковых норм;
- читать и понимать тексты о русской национальной культуре, о культуре народов России;
- рассказывать о русских народных традициях, богатстве русского языка

3. Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов и тем

1

Русский язык: прошлое и настоящее

Всего
часов

Кол-во
часов
контроля

6

1

2

Язык в действии

4

1

3

Секреты речи и текста

7

1

5

Итого

17

3

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное
отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к
сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества,
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления
ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной,
групповой деятельности.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим
значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых

6

выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и
поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их
в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной
лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из
языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной
лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как
части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение
опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

5.Календарно – тематическое планирование.
№
раздел
ов и
тем

Тема

Русский язык: прошлое и настоящее

Колво
часов

Проведение
План

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

6
5
1

05.09

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

19.09

3

Красное словцо не ложь

1

03.10

4

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

17.10

5

Язык языку весть подаёт

1

31.10

1 четверть

2 четверть

Факт

3

7

6

Проектные задания. Проверочная работа по разделу №1

1

Язык в действии

14.11

4

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

28.11

8

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

12.12

3 четверть

6

9

Как и когда появились знаки препинания? Проверочная работу по
разделу №2

1

9.01

10

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

23.01

Секреты речи и текста

7

11

Задаём вопросы в диалоге

1

06.02

12

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль

1

20.02

13

Учимся составлять план текста

1

06.03

14

Учимся пересказывать текст

1

20.03

4 четверть
15-16
17
Итого:

3

Учимся оценивать и редактировать тексты. Проверочная работа по
разделу №3
Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

Вид работы
Проверочная работа

1 ч.

2 ч.
-

1

3 ч.
1

2

10.04,
24.04

1
17 ч

15.05

4 ч.

Итого
1

3

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».