Принято на заседании Совета родителей Протокол № 6 от «13» марта 2020 г. Утверждаю Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Приказ № 45/4 -ОД от «16» марта 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании", ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", Семейным кодексом РФ, Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, Уставом МКОУ «СОШ с.Прималкинского» (далее образовательное учреждение, ОУ). 1.2. Настоящее положение регламентирует индивидуальную профилактическую работу с обучающимися с девиантным поведением, порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с внутришкольного учёта обучающихся ОУ. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: - профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся (система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении); - индивидуальная профилактическая работа (деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний); - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении (обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния); - учет в образовательном учреждении обучающихся, находящихся в социально опасном положении (далее - внутришкольный учет, система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося, находящегося в социально опасном положении, которая направлена на: - предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; - выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся; - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся, находящихся в социально опасном положении). 1.4. МКОУ «СОШ с.Прималкинского» является частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики). Работа школы, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120ФЗ, строится на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. 1.5. В ходе организации мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы МКОУ «СОШ с.Прималкинского» взаимодействует с иными органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с несовершеннолетними. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. 2.1. Индивидуальная профилактическая работа ведётся с целью своевременного выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - индивидуальная профилактическая работа). 2.2. Основные задачи: ранняя профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; своевременное выявление детей, находящихся в социально опасном положении или «группе риска»; оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей. III.КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, С КОТОРЫМИ ПРОВОДИТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 3.1. Индивидуальная профилактическая работа проводится со следующими категориями обучающихся: а) несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует со стороны родителей или иных законных представителей вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию; б) несовершеннолетние, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; в) несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; г) несовершеннолетние, совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; д) несовершеннолетние, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста; е) несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; ж) несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 3.2. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются школой самостоятельно или органами, осуществляющими управление в сфере образования, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. 3.3. При планировании мероприятий с каждым несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением в рамках организации индивидуальной профилактической работы необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные индивидуальные особенности ребенка, а также основания, послужившие поводом для постановки на персонифицированный учет. IV. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. 4.1. Персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением (далее - учет) является основой индивидуальной профилактической работы для образовательных организаций. 4.2. Целью учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе. 4.3. Основными задачами учета является обеспечение деятельности образовательных организаций по своевременному а) предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; б) защите прав и законных интересов несовершеннолетних; в) выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, или группе риска по социальному сиротству; г) оказанию социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; д) оказанию адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей. 4.4. Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься коллегиальным органом управления школы - Советом профилактики, педагогическим советом. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются пунктом 3.1. настоящего положения, а также по представлению классного руководителя, социального педагога, заместителя директора. 4.5. Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учёт директору за три дня до заседания Совета профилактики предоставляются следующие документы: 1) характеристика несовершеннолетнего; 2) акт обследования ЖБУ семьи (по необходимости); 3) постановление КДН (при наличии); 4) ведомость успеваемости и посещаемости. 4.6. Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с внутришкольного учета могут являться: а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время; б) окончание обучения в образовательной организации; в) перевод в иную образовательную организацию; г) достижение возраста 18 лет; д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним. 4.7. Учет обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ, ведется в форме журнала учета. 4.8. Обработка, в том числе автоматизированная, персональных данных несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. 5.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, поставленных на внутришкольный учет, проводится в сроки необходимые для оказания социальной и иной помощи им, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 5.2. На учащегося заводится карточка индивидуального изучения и учета подростка. Карточка ведется социальным педагогом. 5.3. Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним (пропуски уроков, нарушения дисциплины) родители ставятся в известность классным руководителем. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание педсовета или Совета профилактики школы, где рассматриваются вопросы: невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, и т.п.). 5.4. Педсовет имеет право ходатайствовать перед администрацией школы: об объявлении выговора обучающимся; о вынесении благодарности обучающимся; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для обучающегося в течение четверти; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для обучающегося во время каникул; об установлении срока сдачи задолженностей по предметам и осуществлении контроля за их выполнением; о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года для обучающегося, находившегося на длительном лечении или находящегося в социально опасном положении; о необходимости обследования обучающегося с целью составления для него индивидуального учебного плана и психолого-медико-педагогического сопровождения (с согласия родителей (законных представителей) ребенка). 5.5. Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом с несовершеннолетним делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку, администрация школы обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему в органы профилактики. 5.6. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, администрация школы выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних: о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа; о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня; об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; об исключении несовершеннолетнего, достигнувшего 15 - летнего возраста, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; об административных мерах воздействия на несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона "Об образовании в Российской Федерации"; о постановке учащегося на учет в ОПДН. 5.7. Для этого требуется определенный набор документов: ходатайство; характеристика на несовершеннолетнего; копии актов посещения семьи; общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей. 5.8. На заседание педсовета, Совета профилактики о снятии с внутришкольного профилактического учета классный руководитель, социальный педагог оформляют представление на снятие с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего. На это заседание приглашаются уведомлением родители. 5.9. На заседании педсовета, Совета профилактики может быть принято решение об объявлении благодарности родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей.