Принято на заседании Управляющего совета Протокол № 3 от «11» января 2014 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №4 от «10» января 2014г. Утверждаю Директор МКОУ «СОШ с.Прималкинского» Крохмалёв А.Н. Приказ № 05/3 -ОД от «16» января 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о ведении тетрадей учащимися и проверке их учителями МКОУ «СОШ с.Прималкинского» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. 1.2. Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к оформлению письменных работ и формированию соответствующих навыков по ведению тетрадей. Оно определяет порядок проверки тетрадей учителями. 1.3. Ведение тетрадей учащимися является обязательным по всем предметам и во всех классах с 1 по 11 класс. 1.4. Количество тетрадей по предметам, порядок ведения тетрадей учащимися и сроки их проверки учителями-предметниками регулируются настоящим Положением. 1.5. Обучающиеся должны пользоваться стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются, только начиная с 10-го класса, на усмотрение школьника. 1.6. Учителя-предметники обязаны следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. 1.7. Для проверки учитель должен использовать только красную пасту (красные чернила, карандаш). 2. Количество тетрадей по предметам 2.1. Учащиеся начальных классов должны иметь по 2 тетради (№1 и №2) для классных и домашних работ по письму и математике и по 1 тетради для контрольных письменных работ. 2.1. По русскому языку учащиеся 5-11 классов должны иметь следующее количество тетрадей: 2 тетради для классных и домашних работ (№1 и №2), 1 тетрадь для работ по развитию речи, 1 тетрадь для контрольных работ. 2.2. По литературе учащиеся 5-11 классов должны иметь следующее количество тетрадей: 1 рабочую тетрадь – общая тетрадь, состоящая из 48 листов, и 1 тетрадь, состоящая из 18 листов, для творческих работ. 2.3. По математике учащиеся 5-11 классов должны иметь по 2 тетради для классных и домашних работ (№1 и №2) по математике, алгебре, геометрии и по 1 тетради для контрольных работ. 2.4. По иностранному языку учащиеся должны иметь 2 тетради для классных и домашних работ (№1 и №2), словарь и тетрадь для контрольных работ. 2.5. По истории, географии, информатике, астрономии, обществознанию, экономике, ОБЖ учащиеся должны иметь 1 рабочую тетрадь. 2.6. По физике и химии учащиеся должны иметь 3 тетради: 1 - рабочая, 1 - для контрольных работ, 1 -для лабораторных и практических работ; по биологии – 2 тетради: 1- рабочая, 1 – для контрольных и лабораторных работ. 2.7. В 5-11 классах по технологии учащиеся должны иметь 1 тетрадь для записей на уроке. 2.8. По ИЗО в 1 -8 классах учащиеся должны иметь 1 альбом (формат) для чертёжных работ; по МХК в 10, 11 классах - 1 рабочую тетрадь. 2.9. По музыке в 1-8 классах учащиеся должны иметь 1 рабочую тетрадь. 3. Виды письменных работ учащихся 3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения или задачи по русскому языку, иностранному языку, математике, физике, химии; конспекты первоисточников, планы статей и других материалов из учебников и рефераты по истории, обществознанию, географии, литературе в 5-11 классах; планы и конспекты лекций учителей по предметам на уроках в 9-11 классах; сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе; составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников). 3.2. По русскому языку, литературе, математике (алгебре, геометрии), иностранному языку, физике, химии, биологии проводятся текущие, итоговые письменные контрольные работы. 3.3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его. 3.4. Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы; в конце учебной четверти, полугодия. 3.5. Запрещается проводить контрольные работы в первый и последний день четверти, полугодия. 4. Порядок ведения тетрадей учащимися 4.0. Все записи в тетрадях учащихся 1-11 классов должны проводиться с соблюдением следующих правил и требований: писать аккуратным, разборчивым почерком; единообразно выполнять надписи на обложке, указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, по математике), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетрадь для работ по русскому языку (математике) ученика (цы) 5А класса МКОУ «СОШ с. Прималкинского» Иванова Михаила Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем. Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке. 4.1. В первом классе в первом полугодии дата работы не пишется. Со второго полугодия 1 кл., во 2-11 классах обозначается время выполнения работы: по математике – в 1-4 классах - число арабской цифрой, а название месяца прописью; в 5-11 классах – число, месяц, год арабскими цифрами – 15.04.2014г. по русскому языку - и число и название месяца - прописью. 4.2. Все учащиеся 1-11 классов должны аккуратно вести тетради, не допускать с вырванных листов, не начинать новую тетрадь до тех пор, пока не будет исписана старая. Во всех тетрадях писать разборчивым аккуратным почерком, соблюдая поля с внешней стороны. 4.3.В тетрадях по русскому языку число и месяц выполнения работы записываются словами в форме именительного падежа; в тетрадях по остальным предметам дата выполнения работы указывается цифрами на полях. 4.4. Учащиеся всех классов должны писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ); обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.); указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). 4.5. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку необходимо пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике - 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). 4.6. Учащиеся должны аккуратно выполнять подчёркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости - с применением линейки и циркуля. 4.7. Исправлять ошибки учащиеся должны следующим образом: неправильно написанную цифру, букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова - тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, цифры, предложения, не заключать неверные написания в скобки. 4.8. После каждой проверки тетрадей учителем учащиеся должны выполнять работу над ошибками в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы. 5. Порядок проверки письменных работ учителем 5.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: по русскому языку и математике: в 1-5 классах и в I полугодии 6-го класса - после каждого урока у всех учеников; во II полугодии 6 класса и в 7-9 классах - после каждого урока у слабых, а у сильных не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы один раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по геометрии в 7-9 классах - 1 раз в неделю); в 10-11 классах тетради проверяются после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся; по иностранному языку в 5-6 классах тетради проверяются после каждого урока; в 7-11 классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 1 раз в 2 недели проверялись тетради учащихся 7-9 классов и не реже 1 раза в учебную четверть - тетради учащихся 10-11 классов, а тетради-словари не реже 1 раза в месяц; по литературе в 5-9 классах тетради должны проверяться не реже 1 раза в месяц, в 10-11 классах - не реже 2 раз в четверть; по истории, обществознанию, экономике, географии, биологии, физике, химии, МХК, технологии, музыке, астрономии, информатике, черчению учитель проверяет тетради выборочно, однако, каждая тетрадь должна проверяться не реже 2 раз в четверть. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся. 5.2. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки: контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1-9 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня, а в 5-9 классах - через неделю; сочинения в 10-11 классах проверяются не более 10 дней; контрольные работы по математике в 10-11 классах, физике, химии и иностранному языку проверяются к следующему уроку. 5.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку у учащихся 1-5 классов, по математике у учащихся 1-4 классах учитель зачёркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву. При пунктуационных ошибках зачёркивается ненужный и пишется необходимый в этом случае знак препинания. 5.5. На полях в тетрадях по русскому языку учитель обозначает ошибки определённым условным знаком (| - орфографическая);- пунктуационная ошибка. При проверке сочинений и изложений в 5-11 классах отмечаются на полях (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические (Ф), логические (Л), речевые (Р) и грамматические (Г) ошибки. Речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией: проверив работу, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам через чёрточку: количество фактических, логических, речевых - в числителе и орфографических, пунктуационных, грамматических - в знаменателе; после подсчёта в установленном порядке выставляется оценка. При проверке рабочих тетрадей и контрольных работ, учащихся 6-11 классов по русскому языку, математике, физике, химии учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик. По иностранному языку во 2-11 классах учитель исправляет все ошибки, допущенные учеником. 5.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в журнал; самостоятельные, обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике, начиная со 2 класса и включая первое полугодие 6 класса, оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В 6 (начиная со II полугодия) - 11 классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя. При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников по данной дисциплине. 5.6. После проверки письменных работ учащихся даётся задание по выполнению работы над ошибками. Работа над ошибками проверяется учителем и оценивается по его усмотрению. Оценка за работу над ошибками может быть выставлена в журнале по усмотрению учителя. 5.7. По усмотрению учителя возможно выставление оценок за ведение тетрадей учащимися, в том числе с занесением их в классный журнал 6. О едином орфографическом режиме 6.1. Соблюдение единого орфографического режима является обязательным по всем учебным дисциплинам, предусматривающим выполнение учащимися письменных работ. Все учителя, независимо от преподаваемой дисциплины, должны проверять грамотность классных и домашних письменных работ, исправлять допущенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки Учителя должны обращать особое внимание учащихся на общую культуру письменных работ, в том числе: стиль, оформление, каллиграфические навыки, соблюдение структуры текста (красная строка и пр.), законченность мысли и т.д. 6.2. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении письменных работ по русскому языку После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей). При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем 5 мм. Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучении грамоте и до окончания четвёртого класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. В четвёртом классе допускается в записи числа писать имена числительные полностью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Вариативность выполнения работ фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: 1 – вариант. 1 – в. 2 – вариант. 2 – в. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (полная форма записи). Например: Упражнение 14. Все подчёркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Исправление ошибок учащимися в тетради производится аккуратно чернилами (шариковой ручкой). Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. 6.3. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении письменных работ по математике Между классной и домашней работами отступить 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу). Между видами работ (классной и домашней) следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем). Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем четыре клетки вправо, пишем на пятой. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номера заданий с начала строки, отступив слева по горизонтали одну клетку. Это позволяет чётко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной и домашней работ. Слово «Задача» не пишем, а только указываем её номер с начала строки слева, отступив 1 клеточку. Число пишем традиционно посередине строки, на пятой клеточке по вертикали, записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. В 4 классе число рекомендуется записывать на полях. Например: 17.09.06 (без буквы «г»). Между числом и названием работы по вертикали отступаем 1 клеточку. Между названием работы и самой работой отступаем 2 клеточки по вертикали. 2 клеточки. № 143. 1 клеточка. 24+35=59 и т.д. В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся определяют цель задания и записывают её в тетрадь. Например: «Найти сумму»; «Найти разность»; «Найти уменьшаемое»; «Найти вычитаемое»; «Найти значение выражений»; «Найти значение выражений»; «Сравнить величины» и т.д. Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требования необходимо при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Роль операции с простым карандашом остаётся той же (смотрите раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).